Конкуренция за ритейлеров, развитие небанковских экосистем и потеря цифрового лидерства станут основными вызовами банков в процессе цифровизации.
Об этом ходе международного ПЛАС-форума «Финтех, банки и ритейл» рассказа председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов России Виктор Достов, передает корреспондент Spot. Он также рассказал о влиянии цифровизации на банковский сектор в СНГ.
Виктор Достов, главный научный сотрудник Лаборатории современных финансовых технологий СПбГУ, отметил, что в мире происходит трансформация финансового сектора, связанная с цифровизацией, существенно меняющая характер конкуренции. Данная общемировая тенденция характерна для всех отраслей, но банки немного отстают. На данном этапе банки перестали конкурировать продуктами, потому что предлагают одинаковые услуги, что и обуславливает легкий переход клиентов от одних финансовых организаций к другим.
На этом фоне государство перестало быть нейтральным игроком, так как оно создает свои цифровые валюты и платежные системы, как в России, США или Великобритании. Спикер обращает внимание на тенденцию к появлению монополистов, что перестает рассматриваться как абсолютное зло. Государство начинает смотреть на монополистов более благожелательно, если они работают хорошо.
Также Виктор Достов посетовал на потерю банками цифрового лидерства, которое перехватывают соцсети и маркетплейсы.
«Если взять количество вычислений, которое делает банк на одного клиента, то оно гораздо меньше, чем количество вычислений, который делает Facebook, который нас постоянно исследует. Хотя, казалось бы, объем информации, который попадает в банки, он очень большой, и кастомизация под клиентом могла бы стать гораздо более эффективной», — заявил эксперт.
Говоря про угрозы со стороны цифровизации, спикер привел пример Яндекс.Такси, значительно снизивший прибыльность работы таксопарков. То же касается ритейлеров: если в начале они получали выгоды от цифровизации, благодаря росту дистанционных продаж новым клиентам, то теперь пришли маркетплейсы, конкурирующие только ценой. Сейчас маркетплейсы вытесняются прямыми поставками от производителей, которые стали меньше нуждаться в услугах ритейла.
Достов предупредил, что банковский сектор ждет нечто подобное — приход прямых поставок от производителя.
«Что такое поставки производителя в нашем случае? Это, конечно, цифровые валюты центральных банков, например, цифровой рубль, когда у нас государственный производитель денег избавляется от посредничества банков и, собственно, сам начинает осуществлять финансовый оборот», — отметил исследователь.
Второй большой проблемой представляется появление небанковских экосистем. Например, если раньше ритейлеры конкурировали за лучшие условия банков.
«Если банк дал кредит клиенту, а он его не вернул, то банк идет коллекторам, и начинается сложная малоэффективная история. Представьте себе, что клиент взял кредит в „Яндексе“. Если он не отдаст кредит в „Яндексе“, то вам отключают каршеринг, вам отключают самокат. Вам перестают возить еду, соответственно, и вас отключают от „Яндекс Маркета“. И это реальный кейс. Вы, конечно, можете попытаться изменить идентификатор и начать все по-новому, но это крайне сложно, потому что „Яндекс“ это контролирует», — рассказал Достов.
В связи с этим, банкам следует сделать упор на нейросети и большие данные для лучшего понимания клиентов. В результате, кредитные организации смогут делать кастомизированные продукты под клиентов, а также создать собственные экосистемы, как это делает Сбербанк.
В качестве примера Виктор Достов предложил ориентироваться на опыт развития банков в Великобритании, Евросоюзе и США.
«Мы пойдем по той же самой дорожной карте. У нас будут открытые программные интерфейсы (API), небанковские поставщики платежных услуг, бесшовные переводы между банками без комиссии, переносимость счетов, хорошая идентификация. Нам надо смотреть на новые типы банковских экосистем», — резюмировал спикер.
Ранее Spot писал, что МВФ работает над созданием глобальной платформы цифровых валют.