Необходимость оценки финансового состояния страховых компаний обусловлена высокой социальной значимостью. Рейтинг страховой компании помогает выявить эффективность функционирования, недостатки деятельности экономического субъекта, причины их возникновения и дает возможность на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации его деятельности.

Зачем нужен рейтинг страховой компании

Главная цель страхования — защита экономических интересов страхователей от убытков, которые несут случайные опасности. Это должно быть интересно всем участникам страховых отношений. С помощью продуктов страховых компаний удовлетворяются экономические интересы страхователей, страховщиков и государства.

Финансовое состояние страховой компании — это характеристика её конкурентоспособности в сфере страховой деятельности, следовательно, и эффективности использования вложенного собственного капитала.

Стабильность финансового состояния страховой компании — это, в первую очередь, платежеспособность конкретного страховщика, которая складывается из множества факторов и показателей.

Рейтинг платежеспособности и надежности страховой компании — это характеристика стабильности финансового состояния страховщика.

По данным SNS Ratings, на сегодняшний день 16 из 41 (39%) страховых компаний имеют рейтинг «платежеспособности и надежности».

Методология присвоения рейтингов

При определении рейтинга РА SNS Ratings применяет методологию, основанную на обработке различных количественных и качественных данных. По своей природе процесс присвоения рейтинга в значительной мере объективен, особенно в части, касающейся количественных факторов, однако субъективная оценка также присутствует. Именно субъективный подход помогает включить в итоговый рейтинг всю совокупность нестатистических факторов и сделать рейтинг в определенным смысле «прогнозирующим».

У РА SNS Ratings существуют два вида рейтингового анализа для страховых компаний. Полноценный анализ — рейтинг платежеспособности и надежности и краткий анализ — экспресс-рейтинг. Главной целью рейтингового анализа является отслеживание динамики значимых показателей финансового состояния компании и сравнение их реальных значений с нормативами. Если глубокий анализ дает возможность изучить и оценить эффективность деятельности по 250 показателям, то экспресс-анализ позволяет определить положение дел при рассмотрении лишь по 100 показателям.

Каждый рейтинговый анализ состоит из трех основных блоков:

  1. Макроэкономический анализ. Сюда входят такие показатели, как экономическая и операционная среда, риск-профиль отрасли и концентрация бизнеса.
  2. Анализ качественных параметров. Включает такие параметры, как рыночные и конкурентные позиции, степень транспарентности и качество управления.
  3. Анализ финансовой деятельности. В этом блоке описывается подход к анализу таких показателей, как структура собственности и структура группы, стратегическое обеспечение, качество риск-менеджмента, ликвидность, прогнозная ликвидность, долговая нагрузка, рентабельность и подверженность рыночным рискам.

Каждый из блоков имеет определенный вес в общей рейтинговой оценке, которая принимается за 100%. Так, наибольший вес — 60% — у показателей из блока финансовой деятельности, причем 32% приходится на показатель долговой нагрузки.

Второй по значимости — блок качественных параметров, на который приходится 40%. Наиболее весомым здесь являются рыночные позиции в отрасли, включенный в этот блок — на него приходится 20%.

реклама

После сбора всех необходимых данных, аналитики по специальной методике проводят анализ и составляют рейтинговый отчёт. Далее, согласно национальной рейтинговой шкале, присваивается оценка платежеспособности страховой компании.

В соответствии с оценками компании распределяются по рейтинговой шкале:

  1. Инвестиционные. Сюда попадают компании, которые имеют запас финансовой прочности и могут расплатиться по долгам в долгосрочной перспективе.
  2. Спекулятивные. В этой категории находятся компании, которые на данный момент могут расплатиться по долгам, но в долгосрочной перспективе имеют повышенный риск.

Национальная рейтинговая шкала

Категория

Оценка

Описание оценки

Инвестиционная

(uz)AAA

Минимальный уровень дефолта. Финансовая устойчивость не может пострадать из-за предсказуемых событий

(uz)AA

Очень высокая финансовая устойчивость, которая не является существенно уязвимой для предсказуемых событий

(uz)A

Сильная финансовая устойчивость. Может быть уязвима к неблагоприятным деловым и экономическим условиям.

(uz)BBB

Хорошая финансовая устойчивость, однако неблагоприятные деловые и экономические условия с большей вероятностью может ухудшить её

Не инвестиционная

(спекулятивная)


(uz)BB

Повышенная уязвимость к риску в случае неблагоприятных изменений в бизнесе или среде. При этом есть гибкость, которая даёт возможность сохранить финансовую устойчивость

(uz)B

Существенный риск дефолта. Есть ограниченный запас прочности, но уязвимость высокая

(uz)CCC

Дефолт выглядит реалистичным

(uz)CC

Высокая вероятность дефолта того или иного рода

(uz)C

Начался дефолт или процесс, подобный дефолту. Возможности внешнего финансирования отсутствует

(uz)D

Начался процесс ликвидации (банкротства)

Знак «плюс» (+) или «минус» (-) добавляется к рейтингам в диапазоне от (uz)AAA до (uz)CCC, чтобы показать относительные различия в рамках одной рейтинговой категории.

Рейтинговые оценки действительны в течение 12 месяцев с даты присвоения и находятся под наблюдением аналитиков. Данный процесс называется — мониторинг.

Также к присвоенной рейтинговой оценке даётся прогноз. Как правило, прогноз показывает вероятное направление изменения рейтинга ближайшие 12 месяцев. Существуют следующие виды прогнозов: позитивный, стабильный, негативный, развивающийся.

В своей работе, SNS Ratings опирается на следующие принципы:

  • независимость — рейтинговое агентство не выполняет никаких поручений органов власти и не зависит ни от каких инвестиционно-финансовых форм, банков и других подобных организаций;
  • объективность — формирует группы аналитиков таким образом, чтобы обеспечить принятие объективных решений, основанных на опыте оценки кредитоспособности представителей определенной сферы бизнеса и знании национального рынка, а также на последовательном применении аналитических критериев агентства;
  • открытость — команда агентства считает необходимым, чтобы все, кто пользуется рейтингами РА, понимали технологии и принципы их присвоения, поэтому регулярно публикует отчеты, разъясняющие соответствующие определения, критерии и методологию.

Рейтинги страховых компаний

На страховом рынке Узбекистана сегодня ведёт свою деятельность 41 страховая компания, в котором 33 — общего страхования и 8 — страхование жизни. Совокупные активы страховых компаний по состоянию первого квартала 2023 года составляют 7,7 млрд сумов.

В нижеприведенной таблице, эксперты SNS Ratings ранжировали (рэнкинг) компании по показателю активов. Также провели маленькое исследование по двум показателям (собранные премии и выплаты) и вывели их соотношение. Согласно соотношению, среднее значение выплат к премиям в отрасли общего страхования составляет — 22%, а в отрасли страхования жизни — 113%.

реклама


Выделенные желтым — это компании, не опубликовавшие свои отчеты за первый квартал 2023 года на портале openinfo.uz.

Экспресс-рейтинг присвоен на основе финансовых отчетов за 1-квартал 2023 года страховых компаний, загруженных на портал openinfo.uz

Платежеспособность и надежность — страховые компании, получившие полноценный рейтинговый анализ от РА SNS Ratings.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Рейтинговые оценки выражают мнение РА SNS Ratings и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт РА SNS Ratings.

Сайт: snsratings.uz

На правах рекламы.