Какую сумму можно привлечь на фондовом рынке, выгодно ли это и для чего нужен андеррайтер, рассказал представитель компании Freedom Broker Владимир Линдель.

Что такое ценные бумаги, а также какие ценные бумаги могут выпускать компании в Узбекистане?

Каждая компания, нацеленная на долгосрочную и эффективную работу на рынке, находится в постоянном поиске денежных средств, необходимых для развития. Основными источниками привлечения средств являются частные инвесторы, банковский кредит и выпуск ценных бумаг. Так как рынок ценных бумаг в нашей стране развит недостаточно, предприниматели в основном используют два первых инструмента финансирования, а о существовании третьего многие даже и не знают.

Каждая отечественная компания имеет возможность привлечь необходимый капитал путем выпуска ценных бумаг — акций и облигаций. Выбор того или иного инструмента зависит от целей, пожеланий и возможностей компании.

Акция — это долевая ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами. Акции могут быть распределены между владельцами компании, либо проданы в ходе IPO (от английского Initial Public Offering — первичное публичное предложение ценных бумаг) неограниченному кругу лиц. После IPO компания приобретает публичный статус, каждый инвестор получает возможность купить ее акции. Акции делают инвестора совладельцем компании — акционером. Акционер имеет право на получение части прибыли компании в виде дивидендов.

Облигация — это долговая ценная бумага. При покупке облигаций инвестор предоставляет фондирование компании на определенный срок и под определенный фиксированный процент. Облигации как правило выпускаются на срок от одного года до пяти лет, по истечению которых компания возвращает инвестору основную сумму долга. Облигации могут выпускать как акционерные общества, так и общества с ограниченной ответственностью.

Основные преимущества выпуска ценных бумаг:

  • привлечение денег на более выгодных условиях — выпуск ценных бумаг как правило не требует залога;
  • повышение узнаваемости компании, бренда;
  • создание публичной кредитной истории;
  • повышение доверия — публичные компании пользуются большим доверием, в том числе у кредитных организаций;
  • обеспечение ликвидности для учредителей и ранних инвесторов и максимизация стоимости их долей;
  • получение справедливой оценки стоимости компании;

Но ведь компания может просто взять кредит в банке, зачем выпускать ценные бумаги?

Хотя банковский кредит является самым распространенным и понятным продуктом, так сказать классикой с очевидными преимуществами, у него есть ряд минусов. Основной из них — необходимость обеспечения залогом. В виде залога чаще всего выступает недвижимое имущество и оценивают его как правило крайне консервативно. Выплаты по кредитам контролирует кредитная организация, при этом основная сумма долга в большинстве случаев выплачивается заемщиком с первого месяца. Выплаты по кредиту могут содержать скрытые платежи или условия, о которых заемщик узнает только при оформлении кредита. Стоит также отметить, что банки далеко не всегда готовы удовлетворить финансовые аппетиты заемщика.

Если говорить про облигации, то за последние несколько лет данный инструмент стал довольно интересен бизнесу. Безусловно, облигации также имеют ряд недостатков (непростая процедура подготовки первого выпуска, расходы на андеррайтера и на получение рейтинга), но их преимущества легко перекрывают данные недостатки. А это:

  • возможность выпускать облигации без залогового обеспечения;
  • больший контроль — компания сама устанавливает сроки и суммы платежей;
  • использование заемных средств для любых задач бизнеса, тогда как кредиты зачастую целевые;
  • увеличение сроков заимствований — посредством облигаций средства зачастую привлекаются на более долгий срок;
  • все основные условия, такие как ставка доходности, определяются до регистрации ценных бумаг и не подлежат изменению в дальнейшем;
  • публичность — публичная кредитная история удешевляет дальнейшие заимствования. Своевременное исполнение эмитентом своих обязательств, связанных с выплатами по облигациям, положительно отражается на стоимости привлечения денежных средств и создает положительную репутацию заемщику на финансовом рынке.

Кто такой андеррайтер и как он может помочь компаниям при выпуске ценных бумаг?

Выпуск и размещение ценных бумаг — достаточно сложный процесс. В нем участвует множество субъектов — от самой компании, выпускающей ценные бумаги, до инвестора, их покупающего.

Для того, чтобы максимально повысить шансы размещения на успех, сделать его комфортным, эмитент задействует механизм андеррайтинга. Андеррайтингом, на рынке ценных бумаг, называется участие сторонних компаний (андеррайтеров) в процессе выпуска и размещения ценных бумаг. Для эмитента это, прежде всего, гарантия того, что все необходимые процедуры будут осуществлены должным образом и в необходимые сроки.

Если вкратце, то андеррайтер:

  • оценивает финансовые показатели эмитента и общую стоимость компании;
  • оценивает спрос инвесторов и рассчитывает цену и количество ценных бумаг, которое оптимально продавать на рынке;
  • готовит документацию, необходимую для выпуска и размещения ценных бумаг;
  • определяет подходящее время для размещения;
  • оценивает потенциальные риски при размещении;
  • проводит Roadshow — серию встреч, позволяющих познакомить инвесторов с компанией;
  • принимает заявки на покупку от инвесторов и распределяет ценные бумаги среди них;
  • осуществляет информационную и аналитическую поддержку выпуска.

Фактически, основная цель андеррайтера — найти баланс между желаниями участников рынка и предложить максимально интересный для обеих сторон продукт.

Если говорить о цифрах — какую сумму реально привлечь на фондовом рынке?

На сегодняшний день реально привлекать от 50 до 150 млрд сумов за один выпуск.

При этом, всего несколько лет назад эти цифры были гораздо меньше. Когда Freedom Broker начинал работу в Узбекистане в 2018 году, мы разместили на бирже акции Кокандского механического завода на сумму в 2,3 млрд сумов. Ровно через год мы разместили на бирже акции стекольного завода Кварц уже на 16 млрд сумов, а в начале 2023 года мы провели крупнейшее IPO в истории современного Узбекистана — разместили акции UzAvto Motors на 57 млрд сумов.

Если говорить про облигации, то в начале 2021 году мы разместили первые в истории современного Узбекистана облигации, выплаты по которым привязаны к иностранной валюте. Выпуск был на 5 млрд сумов. В конце того же года мы разместили облигации Узбекского металлургического комбината на сумму в 50 млрд сумов. Спрос на эти облигации превысил предложение в 9,5 раз, в результате чего изначальная доходность в 23% снизилась до 22%. В данный момент, мы работаем над несколькими выпусками облигаций, за счет выпуска которых эмитенты планируют привлечь от 50 до 150 млрд сумов.

Что бы вы хотели посоветовать компаниям, желающим выпустить ценные бумаги?

Хотелось бы посоветовать начать с выпуска облигаций. По своему принципу работы они сильно похожи на банковский кредит. Это должно максимально облегчить компаниям работу с ними. Облигации станут отличной альтернативой банковскому кредиту в качестве источника пополнения оборотных средств либо отличным дополнением к банковскому кредиту при финансировании крупного проекта.

Не экономить на рекламе в ходе размещения ценных бумаг. Хорошая маркетинговая кампания поможет повысить шансы на успех размещения, повысит узнаваемость бренда и поможет расширить клиентскую базу. Это доказано на опыте клиентов нашего холдинга.

Также хочется посоветовать не экономить на услугах андеррайтера. Выбирайте компанию, обладающую большим опытом в данной сфере, а также командой, способной решать задачи любой сложности. Такая компания максимально облегчит вам процесс выпуска и размещения ценных бумаг.

На правах рекламы.