За последние пять лет население Узбекистана увеличилось до 36 млн человек, количество автомобилей — до 3,4 млн. Также растет число активных субъектов хозяйствования (в 1,6 раза до 568 тыс.) Все это привело к значительному увеличению спроса на страховые услуги.

Количество заключенных договоров страхования за это время увеличилось с 5,9 млн до 8,4 млн, сумма премий выросла с 0,9 трлн до 6,2 трлн сумов, а страховая премия на душу населения — с $5,5 до $15,7. Её доля в ВВП составила 0,7%, а объем инвестиций страховых организаций в экономику достиг 4,8 трлн сумов.

Но несмотря на увеличение показателей, в стране до сих пор существует ряд системных проблем, такие как низкие проникновение и привлекательность страховых услуг, низкие страховые премии, применение экономически необоснованных тарифов, отсутствие цифровизации и другое.

Начальник департамента развития рынка страхования Национального агентства перспективных проектов Орифжон Файзиев рассказал Spot почему в сфере столько проблем и как НАПП планирует их решать.


Изначально сфера страхования была под контролем Минфина. Затем в 2019 году было поручено преобразовать в Агентство по развитию страхового рынка. Сейчас регулирование перешло НАПП. Почему так произошло?

Это было сделано для дальнейшего развития страхового рынка. Согласно международным стандартам, регулятор должен быть независимым. Национальное агентство перспективных проектов напрямую подотчетно президенту. Соответственно, оно является в какой-то степени более независимым в сравнении с другими агентствами и ведомствами.

Что сейчас происходит в сфере страхования? Каковы основные сложности и барьеры?

Несмотря на некоторые количественные изменения за последние пять лет, в стране все еще сохраняется ряд системных проблем в отрасли. Доля страховых услуг к ВВП в 10 раз ниже среднемирового, а страховая премия на душу населения остается ниже в 56 раз.

Страховые премии на душу населения в мире составляют в среднем $874, в Казахстане — $92, в Беларуси — $77, в Азербайджане — $50, в Армении — $32, в Узбекистане — $15,7.

На рынке сформировалась нездоровая конкурентная среда, так как некоторые компании используют различные схемы при оказании страховых услуг, например, возвращают большую часть страховой премии (до 80%) в виде различных вознаграждений или других выплат, а также применяют экономически необоснованные тарифы. Все это также приводит к тому, что средства выводятся в «теневую экономику».

напп, страхование

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Отсутствие цифровизации в сфере привело к тому, что охват услугами остается на крайне низком уровне. При том, что некоторые страховые услуги являются обязательными, по предварительным расчетам застрахованы только 7,2% работодателей, 8,6% перевозчиков, 1,8% опасных объектов и 9,2% строительно-монтажных работ.

Случаи необоснованного отказа от страховых выплат или неуплаты их в срок снижают доверие населения к страховым услугам.

Например, в 2022 году страховые выплаты в мире составили: в Нидерландах — 93%, в Германии — 78%, во Франции — 76%, в России, Белоруссии и Армении — 50%, в Узбекистане в сфере общего страхования всего лишь 24%, включая страхование жизни 42%, что показывает низкий уровень выплат по сравнению с остальными странами.

В целом, главная проблема заключается в том, что у населения не сформировано доверие к страховым услугам. Многие люди не понимают сути и важности страхования.

Регулятор и страховые компании должны разъяснять населению, что обязательное страхование является одним из эффективных способов социально-экономической защиты населения.

Один из недавних кейсов — взрыв на таможенном складе, в результате которого пострадали и бизнес, и обычные граждане. Расскажите, как решался вопрос там?

На близлежащей территории было застраховано около 270 квартир (всего были повреждены 592 квартиры, школа, два детсада, несколько торговых точек — прим. Spot). После происшествия был организован штаб из числа сотрудников страховых компаний, которые осматривали каждую квартиру и оценивали ущерб.

На сегодняшний день большая часть документов для возмещения ущерба пострадавшим готова и страховые организации уже выплатили 1,5 млрд сумов. Все эти квартиры были застрахованы в рамках требований ипотечного кредитования.

Остальная часть пострадавших квартир не была застрахована и в таких случаях обычно расходы на ремонт и прочее осуществляются за счет средств самих жильцов. Поэтому так важно доносить до населения пользу страхования.

Какие видите основные проблемы в сфере?

Из-за низкой инициативности страховых компаний по внедрению новых видов страхования темпы развития рынка остаются низкими. В Узбекистане есть 151 вид страхования (в США — 3000, в России — 200), из них всего лишь около 20 видов наиболее продаваемые, в том числе обязательные.

Кроме того, мало внимания уделяется подготовке кадров нового поколения (только 400 из более чем 5,6 тыс. работников (7,1%) имеют высшее образование по специальности), что также негативно сказывается на качестве услуг.

Также, есть проблемы с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Сейчас полис по данному виду страхования для легковых автомобилей в Ташкенте и Ташкентской области стоит 56 тыс. сумов в год, в остальных областях — 40 тыс.

За 2022 год всего по Ташкенту и Ташобласти были выплачены страховые премии по данному виду страхования в 57 млрд сумов, в то время как выплаты и другие расходы, связанные с этим, составили 88 млрд.

Простой пример, обычный водитель раз в неделю моет машину. В среднем в неделю одна мойка автомобиля при самообслуживании обходится в 25 тыс. сумов, в месяц сумма выходит 100 тыс.

напп, страхование

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Получается, что водитель на мойку машины тратит в год 1,2 млн сумов, а на страхование — 56 тыс. Это очень низкий показатель, как показывает статистика, совсем нерентабельный.

Сейчас по ОСАГО максимальную страховую выплату можно получить в размере 40 млн сумов. 65% от суммы направляется на возмещение, если при аварии был нанесен ущерб здоровью, остальная сумма (14 млн) — на восстановление транспортного средства. Получается, оплатив полис за 56 тыс. сумов, страховые компании гарантируют выплаты в 40 млн.

Учитывая, что увеличилось количество автомобилей и аварий, а страховые тарифы остаются низкими, сейчас страховые компании работают себе в ущерб.

Поэтому мы предлагаем рассчитать сумму страхования актуарным способом, то есть методом экономически обоснованных расчетов. Сейчас у нас есть пять специализированных актуариев, которые занимаются разработкой тарифов на основании статистических данных (количество автомобилей, аварий и т. д.)

Мы не собираемся увеличить тарифы, мы хотим сделать их удобными для страховой компании и для получателей страховых услуг, чтобы при страховом случае последние могли получить вознаграждение без всяких бюрократических препонов.

Кроме того, хотим упростить подачу и рассмотрение страховых претензий. Это будет возможно при интеграции баз данных министерств, ведомств и страховых компаний. При реализации данного проекта, владелец страхового полиса при аварии сможет зафиксировать последствия аварии через приложение Sug‘urta servis онлайн и также удаленно получить страховую выплату.

Проникновение страховых услуг в Узбекистане — 0,7%, в то время как в мире — 7,35%. Как НАПП планирует решать основную проблему — низкую привлекательность страховых услуг?

Самое главное — это добиться повышения доверия населения и предпринимателей к страховым услугам. Для этого планируем ввести рейтинг страховщиков по уровню доверия потребителей и публиковать его в СМИ.

Следующее решение — регулирование минимальных требований к деятельности и оказанию услуг страховщиками. Это означает, что страховая компания в обязательном порядке должна разъяснять клиентам из чего состоит услуга, какие риски он страхует, какие нет и т. д.

Что НАПП планирует сделать для цифровизации услуг в сфере страхования?

Сейчас идет разработка нормативно-правового акта и плана развития сферы страхования. В январе 2024 года планируется запуск единой информационной системы, внедрение системы мониторинга запланировано на конец 2024 года.

напп, страхование

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Ускоренная цифровизация страхового рынка и внедрение современных методов регулирования деятельности профессиональных участников рынка — это требование времени. Работа в данном направлении предполагает:

  • обязательный переход на электронную регистрацию договоров страхования (перестрахования) и оформление страховых полисов в единой информационной системе. Страховые компании до сих пор сдают отчетность в бумажном виде. Нет единой базы учета и обработки, а также достоверности данных, что препятствует принятию правильных решений по развитию рынка. К примеру, при событиях в Сергелийском районе, если бы была единая база, можно было бы в режиме онлайн определить, где и сколько объектов или физических лиц застраховано, какая сумма обязательств перед ними у страховщиков и много другой полезной информации для своевременного и эффективного реагирования.

  • идентификацию лиц срок действия полиса (по обязательным видам) страхования которых истек (или отсутствует), а также предупреждение и применение мер воздействия посредством применения автоматизированных систем (программных продуктов). Для реализации мы планируем интегрировать нашу базу данных с базами налогового и таможенных комитетов, Министерства занятости и сокращения бедности, Министерства экономики и финансов, МВД, Министерства строительства. Этот процесс позволит нам четко понимать, у кого есть страховой полис, а у кого нет. Например, есть обязательное страхование строительно-монтажных работ (СМР). Если у объекта строительства нет страхового полиса по СМР, то не должно быть открыто финансирование на строительство.
  • упрощение, автоматизацию и постепенный переход к формированию отчетности страховщиков уполномоченным органом в единой информационной системе.

  • внедрение автоматизированной системы мониторинга деятельности страховых организаций, в том числе выявление нарушений нормативов, установленных законодательством и других прав потребителей страховых услуг.

Кроме того, хотим улучшить систему подготовки специалистов страхового рынка, развивать международное сотрудничество, повышать страховую культуру населения и предпринимателей. Это включает:

  1. Сокращение срока обучения в области страхования бакалавриата с четырех до трех лет (за счет сокращения непрофильных предметов), путем пересмотра государственных стандартов высшего образования и образовательных программ на основе зарубежного опыта.

  2. Разработку программы мер по постоянному повышению качества и уровня профессиональных навыков, а также по организации краткосрочных курсов обучения работников сферы страхования с привлечением иностранных преподавателей и специалистов вузов.

  3. Приравнивание к категории социальной информации рекламу страховых услуг (размещаемую уполномоченным государственным органом), направленную на социальную и экономическую защиту населения.