В последние годы в Узбекистане все чаще можно услышать о рынке ценных бумаг и IPO различных госкомпаний. В 2023 году на столичной фондовой бирже прошли три IPO: UzAuto Motors, «Узтелеком» и «Узбекинвест». До этого были известны лишь два публичных размещения: стекольный завод «Кварц» в 2018 году и производитель пластмассы «Жиззах Пластмасса» в 2019—2020 годах.

В конце декабря на новой торговой площадке Free of Payment board прошла дебютная сделка по продаже 99,68% обыкновенных акций спиртзавода «Кукон биокимё» за $20,1 млн. Новая платформа призвана обеспечить прозрачность и публичность сделок в отличии от внебиржевого (серого) рынка.

Spot поговорил с председателем правления Республиканской фондовой биржи «Тошкент» Георгием Паресишвили на тему развития местного рынка капитала.


На какой сейчас стадии развития находится фондовой рынок Узбекистана, и что удалось сделать за год вашей работы?

Фондовый рынок в Узбекистане находится в начальной стадии своего развития, продолжая при этом расти. У нас довольно много акций и облигаций торгуются на фондовой бирже — в совокупности больше 100 ценных бумаг. В последнее время активно начали торговать розничные инвесторы — особенно после запуска мобильного приложения Jett.uz.

Мы ждем больше IPO на нашей бирже, чтобы больше компаний выпускали свои акции и облигации на фондовом рынке. В этом большую роль играет государство, обладая рычагами влияния на госкомпании, и оно может сыграть очень позитивную роль в плане подготовки и вывода этих госкомпаний на IPO, чтобы они выпустили свои ценные бумаги.

Кроме того, в планах развития — подключение Узбекистана к международному фондовому рынку путем создания моста с международными депозитариями, как Сlearstream, и глобальными кастодианами в виде больших иностранных банков, которые предоставят доступ своим клиентам, в числе которых крупные институциональные инвесторы, к нашему рынку ценных бумаг. Это тоже является важной частью нашей работы.

Что изменилось после моего прихода на биржу в сентябре 2022 года? В первую очередь на фондовом рынке увеличилась ликвидность. Когда я пришел на фондовую биржу, у нас в среднем ежедневно совершалось 300 сделок, а сейчас их число в среднем достигает 2000 в день. В прошлом году по сравнению с 2022 годом количество совершенных на бирже сделок увеличилось в пять раз, что, конечно, очень радует.

Мы продвинулись вперед в плане открытия счетов для международных депозитариев и иностранных банков-кастодианов. Вышло постановление президента от 4 сентября 2023 года, направленное на дополнительное развитие рынка капитала путем создания нового регулятора рынка ценных бумаг и необходимого правового поля в рамках новой регуляторной песочницы, что фактически открывает узбекистанский рынок для иностранных инвесторов.

Мы находимся примерно посередине пути к построению моста между нами и международными рынками.

Зачем Узбекистану развивать рынок капитала? Какие выгоды это несет бизнесу?

Рынок капитала — это альтернативный источник финансирования для бизнеса в Узбекистане. До сих пор бизнес в стране в основном зависит от банковского финансирования, которое является дорогим и часто недоступным. Фондовый рынок предлагает капитал другого вида — акционерный капитал, что не является долгом. В частности, это позволяет компаниям не увеличивать задолженность и путем выпуска своих акций привлекать долгосрочный капитал для роста. Это приводит к улучшению финансового состояния и устойчивости местных компаний и дает им возможность инвестирования в такие проекты, которые до этого были недоступны.

Для проектов, которые нуждаются в долгосрочном финансировании, акционерный капитал является самым лучшим методом финансирования. Если фондовый рынок у нас заработает так, как мы хотим, то и экономика страны вздохнет с облегчением, потому что у многих компаний появится гораздо больше возможностей привлечения капитала для собственного развития, создания новых рабочих мест, инвестиций в новые проекты, что естественно будет способствовать росту экономики страны.

георгий паресишвили, фондовая биржа, фондовый рынок

Какие сейчас существуют проблемы на фондовом рынке, и на кого Узбекистану стоит ориентироваться в их решении?

На фондовом рынке главная проблема — это все-таки недостаточная ликвидность акций, то есть на рынке недостаточно инвесторов (покупателей и продавцов) и интересных ценных бумаг, которые активно торгуются на бирже.

В Узбекистане есть очень много хороший компаний, но, к сожалению, они не выпускают свои акции на фондовой бирже по разным причинам. Это касается как государственных, так и частных компаний. Это большой вызов для узбекистанского рынка.

Также отсутствуют местные институциональные инвесторы — например, пенсионные фонды. Страховые компании практически не инвестируют в ценные бумаги, нет паевых инвестиционных фондов. Иностранных игроков на рынке присутствует мало, так как мы пока еще не выстроили связи с международными депозитариями и глобальными банками-кастодианами, без чего иностранцы к нам не придут.

Другая проблема связана с валютной конвертацией и репатриацией прибыли, полученной от продажи ценных бумаг на местном фондовом рынке, или в виде дивидендов по акциям узбекистанских компаний. При конвертации валюты и вывозе капитала за рубеж они сталкиваются с определенными трудностями в банках. Это не значит, что им запрещается конвертировать и репатриировать свои доходы, но приходится проходить через лишние бюрократические процедуры, и это отпугивает иностранных инвесторов.

Мы сейчас вместе с Центральным банком и другими ведомствами пытаемся решить эту проблему, чтобы иностранные инвесторы поверили в Узбекистан и инвестировали сюда много денег на долгий срок.

В сентябре на международной конференции Cbonds вы отмечали, что в Узбекистане торгуется мало акций, нет free-float. Почему так происходит, и как это исправить?

Маленький free-float или, иначе говоря, малое количество акций в свободном обращении — это большой вызов для фондового рынка Узбекистана, что характерно и для других развивающихся рынков. Если смотреть на госкомпании, то государство пока не решилось продавать большие пакеты акций этих предприятий. Это может объясняться тем, что госкомпании не готовы для полноценного IPO. Также государство может полагать, что пока не настал хороший момент для продажи госкомпаний с точки зрения цены их продажи.

Если говорить про частные компании, они, наверное, считают нынешнюю стоимость привлечения капитала через фондовую биржу слишком высокой, то есть предполагаемая цена продажи собственных акций недостаточно привлекательна для них из-за ограниченного числа покупателей и инвесторов на местном рынке. В итоге все это приводит к тому, что акции либо не выпускаются, либо выпускаются в очень маленьком количестве, что не влияет на общую ликвидность и free-float.

Для развития фондового рынка вы рекомендовали форсировать приватизацию и провести IPO и SPO больших госкомпаний, включая банки. Как правильно это сделать, и подходящее ли сейчас для этого время?

Если хорошо подготовить государственные компании и банки, то можно провести очень успешные IPO. При этом, время всегда можно подобрать хорошее.

Я бы не сказал, что сейчас плохое время для IPO — может, не самое лучшее, но и не худшее. Всегда можно подобрать подходящий момент, потому что появляются окошки возможностей, когда рынок открывается, и компании, которые уже готовы к публичному размещению, могут воспользоваться такой возможностью. Просто до этого надо дойти.

Сперва госкомпании и банки должны быть готовы к IPO, заранее проделав «домашнюю работу»:

  • улучшить свое корпоративное управление и финансовую отчетность;
  • научиться активно работать с иностранными и местными инвесторами;
  • регулярно отчитываться перед акционерами о существенных фактах;
  • ставить интересы миноритарных акционеров на передний план;
  • назначить независимых членов в наблюдательном совете;
  • сделать менеджмент полностью подотчетным наблюдательному совету.

В марте прошлого года президент поручил провести «народное IPO» 40 госкомпаний. Как вы оцениваете эту инициативу, учитывая слабую защищенность прав миноритариев, и поможет ли это увеличить ликвидность на фондовом рынке?

Мы поддерживаем инициативу президента по приватизации государственных компаний и банков, а «народное IPO» является одним из проверенных методов продажи госкомпаний. Главное, чтобы «народное IPO» проходило правильным образом. Под этим я подразумеваю строгое соблюдение требований, закрепленных в законе о рынке ценных бумаг, где очень четко прописан порядок, как проходит публичное размещение ценных бумаг.

Это означает, что эмитенты должны писать проспекты эмиссий своих ценных бумаг и утверждать их у регулятора рынка. Далее с проспектами эмиссий знакомятся инвесторы. Публичное размещение, включая первичную продажу и вторичную торговлю акциями, надо проводить через лицензированную торговую площадку — это фондовая биржа. Если все требования закона будут соблюдены, то шансы провести успешное «народное IPO» увеличиваются.

георгий паресишвили, фондовая биржа, фондовый рынок

В Узбекистане существуют три разных бирж — товарно-сырьевая, валютная и фондовая, — где торгуются совершенно разные активы. Почему бы не создать единую биржу? Что этому мешает?

Модель одной биржи успешно работает в соседних странах — в частности, Казахстане, России, Армении, Азербайджане и Польше, — где на одной площадке торгуются валюта, государственные ценные бумаги, акции, корпоративные облигации, а также проходят операции денежного рынка и сделки РЕПО. Это позволяет сконцентрировать критическую массу инвесторов и эмитентов в одном месте, что очень важно для ликвидности и правильного ценообразования.

Фрагментация рынка всегда приводит к снижению ликвидности и ухудшенному ценообразованию. Это доказано во всем мире, и Узбекистан не является исключением. Исходя из того, что узбекистанский фондовый рынок еще маленький, я думаю, что концентрация активности фондового рынка в одном месте — это большой плюс и пойдет на пользу стране.

Однако надо понимать, что на трех перечисленных вами биржах торгуются абсолютно разные продукты, поэтому объединить их в одну биржу будет нелегко и не быстро. Есть сложные юридические и технические моменты — не надо забывать, что все три биржи используют разные системы. Можно механически слить эти компании в одну, но это не значит, что их системы будут автоматически интегрированы — это довольно сложный процесс. Кроме того, у трех бирж имеются разные владельцы, что является важным моментом, так как необходимо все согласовывать с акционерами.

Идея объединения интересная, хорошая, но ее надо хорошо обдумать. Если мы идем в этом направлении, то это должно быть важное политическое и стратегическое решение, принятое на уровне руководства страны. Все должны быть в одной команде и работать вместе, чтобы это случилось.

В прошлом году Центральный депозитарий ценных бумаг передали Центробанку, а регулятором рынка капитала стал НАПП. Можете рассказать, зачем были приняты эти решения, что они означают, и как вы их оцениваете?

Я думаю, что решение о передаче регулирования рынка ценных бумаг из Министерства экономики и финансов в Национальное агентство перспективных проектов принималось исходя из тех приоритетных задач, которые в тот момент стояли перед Минэкономфином и НАПП. Правительство, посмотрев на эти приоритеты, решило, что было бы лучше, если бы регулятором стал НАПП. Я считаю данное решение правильным.

Что касается передачи Центрального депозитария Центробанку, то тут Узбекистан следует международной практике. Во многих странах мира Центральный депозитарий принадлежит Центральному банку, бирже и профессиональным участникам рынка — надеюсь, мы рано или поздно придём к такой модели. Центральный банк обычно считается самой надежной финансовой структурой в стране, поэтому инвесторы предпочитают хранить свои ценные бумаги в Центральном депозитарии будучи уверенными, что с их активами ничего не случится.

Что необходимо сделать Узбекистану для привлечения иностранных инвесторов на фондовый рынок? Какие выгоды это несет?

Для привлечения иностранных инвесторов необходимо им показать, как они смогут заработать деньги в этой стране. Другой фактор заключается в предсказуемой бизнес-среде и законах. Инвесторы не любят непредсказуемость, когда часто меняются законы и регулирование, что мешает им прогнозировать и строить планы на будущее, потому что они не знают, в какой бизнес-среде им придется работать.

Я бы посоветовал сделать бизнес-среду, законы и регулирование более предсказуемыми, чтобы они часто не менялись. Также законы должны быть прописаны таким образом, чтобы не было лишних сложностей и бюрократии для ведения бизнеса, а инвесторы легко входили и выходили с рынка.

Мы часто слышим от зарубежных инвесторов, что им легче войти, чем выйти из страны. Когда инвесторы видят риски при выходе с рынка ценных бумаг, они просто не придут в эту страну. Узбекистан — не единственная страна в мире, куда иностранные инвесторы могут вкладывать свои средства, у них всегда есть альтернативы. Если они почувствуют, что в Узбекистане им слишком сложно работать, они просто уйдут на другие рынки. Мы очень не хотим, чтобы это произошло, ведь мы максимально пытаемся привлечь их в Узбекистан.

Однако мы не волшебники и не можем только на пустых словах и обещаниях приглашать сюда иностранных инвесторов. Нас должны поддерживать местное законодательство и бизнес-среда.

Более того, валютные регуляции должны быть такими, чтобы иностранные инвесторы чувствовали себя комфортно, что они могут легко зайти на этот рынок и легко с него выйти в любой момент, — и это всего лишь один из примеров.

Тут никаких особых формул нет, все уже протестировано во многих странах мира. Надо просто следовать хорошей международной практике, смотреть на те страны, где удалось привлечь иностранные инвестиции, и учиться на их опыте. Я думаю, что Узбекистан обладает всеми предпосылками для того, чтобы быть интересной страной для иностранных инвесторов, где они могут зарабатывать деньги и, при этом, делиться с нами своими знаниями и опытом, параллельно создавая тут новые рабочие места. В результате экономика и доходы населения будут расти и все будут только в выигрыше.