Ойгуль Мусаханова — соосновательница сети семейных ресторанов Ribambelle. Она поделилась важными периодами в 12-летней истории бренда, а также основными принципами ведения бизнеса.

Расскажите, почему решили открыть очередной Ribambelle именно в Ташкенте?

Я родом из Ташкента, но уехала отсюда в 2006 году. А в 2012 году мы с моим партнером Юлией Федоришиной начали этот бизнес в Москве. Поэтому, учитывая, что родилась и выросла в Ташкенте, было как-то логично открыть новый ресторан сети именно здесь.

Мы много лет смотрели в сторону Ташкента, но не могли найти подходящего места. В этот раз всё сошлось и вот проект запущен и работает.

ribambelle, реклама

Как появился проект Ribambelle, и как обстоят дела с партнёрством?

Как и многие бизнесы, он появился из того, что было необходимо лично мне и моему партнёру. И у обеих было желание создать что-то классное, бизнес, который будет полезен. Полезность заключалась в том, что быть мамой в декрете — это довольно одиноко. Мы поняли, что мамам некуда пригласить своих подруг, чтобы и пообщаться, и детям было интересно. Так мы и пришли к идее создать пространство, где было бы здорово и взрослым, и детям.

В партнерстве большая удача найти «своего» человека. Это, наверное, и в браке, и в бизнесе одинаково работает. Нам очень повезло с Юлей, потому что мы разделяем общие ценности. Этому партнерству уже 12 лет. Конечно же, мы прошли через кризисы, но прошли их классно, потому что очень ценили то, что создали. Мы доверяем друг другу и это доверие распространяется абсолютно на всё.

В чём философия Ribambelle?

Тяжело это уложить в одно слово. Но если глобально, то нас называют книгой памяти. Мы создаём воспоминания, что очень важно и для детей, и для взрослых. И мы хотим ассоциироваться со счастливыми моментами в кругу близких. Сейчас мы понимаем, что это то, ради чего Ribambelle создавался. Удивительно, что к нам приходят те девочки со своими детьми, которые 12 лет назад отмечали своё десятилетие.

Ribambelle — про ценность семьи, ценность совместного времяпрепровождения, создание совместных моментов, о которых потом приятно вспоминать. И главное, что мы очень заботимся о матерях, потому что, когда мама понимает, что есть место, где она может отдохнуть и расслабиться — это сказывается на всей семье. А мы позаботимся и о детях, и об отдыхе мам.

Как трансформировали кризисы в точку роста?

В начале сложнее всего было набрать команду. Нам было непросто завоевать доверие, чтобы к нам пошли работать талантливые люди. Второй сложностью стал кризис 2014 года, когда рубль ослабел ровно в два раза, а у нас 80% сырья — это импорт. И это, конечно, было тяжело. Но в любые кризисы нам помогали две вещи:

  1. Мы принимали решения, исходя из своих нравственных принципов, поступали по совести.
  2. Все решения перекладываем в расчёт, в условную Excel-таблицу.

ribambelle, реклама

Кризис нас научил тому, что нужно распределять потоки. Для этого нужно было определить свой ключевой продукт, ради чего к нам идут, и начать это масштабировать. И это был как раз тот период, когда мы начали сильно смотреть в сторону интернета.

ribambelle, реклама

Также очень важно сохранять команду — наша прошла с нами через все кризисы, в которые мы попали, а каждый ее член понял, что на нас можно положиться, что с нами не страшно, мы выберемся из любой ситуации. И это факт.

Как выходили из кризиса после пандемии и как он отразился на бизнес-процессах Ribambelle?

Когда случилась пандемия, к сожалению, многие наши коллеги начали увольнять людей. Мы решили этого не делать и выплатили всем зарплаты, чтобы люди понимали, что их никто не бросит. Хотя мы даже не знали, сколько это всё продлится.

Решение сохранить людей помогло нам вырасти в пандемию. Дальше последовало решение, продиктованное сердцем: мы запустили лендинг, через который каждый желающий мог купить обед врачам и отозвалось так много людей, что это переросло в полноценный проект. Тогда вся команда буквально жила в ресторане.

Нам очень помогло то, что в 2018 году мы взяли курс на онлайн-продажи, и мы просто за сутки перекинули весь свой продукт в онлайн.

ribambelle, реклама

И без потерь не обошлось: мы закрыли один из ресторанов. Но и это мы обыграли в плюс: нам надо было освободить помещение и перевезти оборудование куда-то, мы нашли цех и перевезли всё за четыре дня. Затем этот цех стал нашим дополнительным направлением бизнеса — наша история про переходы в онлайн помогла нам увеличить продажи на Пасху в двадцатикратном размере. Мы испекли рекордное количество куличей, таким образом у нас появилась фабрика для производства кондитерских изделий, дальше мы туда добавили производство тортов и других десертов. А следом поняли, что у нас достаточно денег не только, чтобы платить людям нормальную зарплату и сохранять рабочие места, но мы даже можем в этот период масштабироваться, потому что какие-то проекты стали закрываться, освобождая хорошие места.

Ribambelle — это дорого? Что делает ваш чек высоким?

Я спокойно и с пониманием отношусь к тому, что люди убеждены, что у нас дорого, потому что считаю, что чудес в математике не бывает. Для нас безопасность и качество — это важные вещи, а также тренинги для сотрудников. Но чтобы обеспечить качество, нужно приложить немало усилий, провести массу тренингов, досконально разбираться в ингредиентах и даже строительных материалах. У нас никогда не стояла дилемма: взять ли такой материал подешевле; мы всегда брали безопасный.

Я искренне считаю, что у нас абсолютно адекватная цена, потому что я знаю, что за всем этим стоит.

И я также считаю, что любое качество, любую безопасность нужно финансировать. Делая выбор, где провести свободное время, я всегда буду выбирать те проекты, которые заботятся.

Как относитесь к подражанию?

К подражанию я отношусь плохо, но к масштабированию концепций я отношусь хорошо. Я искренне считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы вдохновиться каким-то проектом или какой-то красотой и, добавив что-то от себя, сделать красиво.

Вообще, мне кажется, что оставить после себя что-то красивое — это важно.

Чем ташкентский потребитель принципиально отличается от других?

Спонтанностью. В Ташкенте люди не любят планировать ничего заранее. Это иногда, конечно, нас вводит в ступор, потому что за любым процессом стоит операционная работа, подготовительная работа. Например, обращаются с заказом за день до мероприятия. Мы, конечно, берёмся и всё получается, но это такой стресс. Поэтому я бы сказала, что главное отличие в спонтанности и нежелании соблюдать какие-то правила.

Какие сопутствующие бизнесы организовались параллельно с Ribambelle?

Ribambelle — это про то, чтобы снять заботу с родителей и взять на себя все вопросы по организации, чтобы люди просто наслаждались временем вместе. Это включает в себя и то, что мы организовываем праздники, а значит это полноценный ивент-отдел. Не обязательно, что торжество захочется праздновать у нас, поэтому мы готовы предоставить эту услугу даже вне ресторана.

ribambelle, реклама

Во время пандемии мы приобрели бизнес, который называется Banketering. Это бизнес-направление кейтеринга — еда в баночках, пати-боксы, то есть готовые позиции, которые можно заказать куда угодно. Как я и говорила ранее — цех по производству выпечки и тортов.

Четвёртое направление — это творческая студия, но она больше выполняет функции интерактивного направления ресторана.

Как работаете с возражениями?

Мы прикладываем безумное количество усилий, чтобы не разочаровывать гостей, потому что помимо того, что мы разочаровали, я это расцениваю, что украли у него время. У человека ограничено количество времени на отдых, он решил отдать его нам, и если мы сделали что-то не то — это хуже, чем недоваренные макароны. За каждой претензией мы стараемся увидеть, где на системном уровне произошла ошибка, и как её исправить.

Бывает, конечно, и потребительский терроризм. Это довольно неприятно, но в большинстве случае за этим стоит какая-то боль. Выслушав человека, обычно все успокаиваются, и мы понимаем, что просто нужно было куда-то это выгрузить.

Cайт: ribambelle.uz
Instagram: @ribambelle.uzb
Telegram-бот: t.me/ribambelleuz_bot

На правах рекламы.