В середине октября вступило в силу постановление о развитии экосистемы стартап-проектов и венчурного финансирования.
Согласно документу, будет запущена программа «Цифровые стартапы». Участвовать в ней смогут стартапы, работающие от 6 месяцев до 7 лет с совокупным годовым доходом не более 10 млрд сумов.
К программе также могут присоединиться участники экосистемы — венчурные фонды, частные венчурные инвесторы, а также организаторы инкубационных и акселерационных программ.
Программой предусмотрены различные меры поддержки:
при привлечении иностранных инвестиций стартапы получат эквивалентную сумму от государства (максимум $100 тыс.);
предоставление необеспеченных кредитов от IT Park;
предоставление IT-визы для основателей стартапов.
Также будет создан венчурный фонд при IT Park, а UzVC реорганизуют в «Фонд фондов». Государственным банкам и организациям разрешат открывать венчурные фонды. Также в постановлении предусмотрено внедрение специального правового режима «Регуляторная песочница», выделение Минцифры беспроцентного кредита в $50 млн на 5 лет со стороны Фонда реконструкции и развития и другое.
Ознакомиться с полным текстом постановления можно по ссылке.
инвестиционный директор UzVC.
UzVC будет преобразован в «Фонд фондов», поскольку это наиболее эффективный способ государственной поддержки стартап-экосистемы. Такой подход позволяет решить проблемы принципала-агента (конфликт интересов) и асимметрии информации при распределении государственных ресурсов в венчурное инвестирование.
Макроэкономические условия в Узбекистане пока не способствуют органическому развитию частного сектора в венчурных инвестициях: высокие процентные ставки подавляют инвестиционную активность. Для преодоления этого барьера государство может предоставить начальный капитал.
До 2024 года венчурные инвестиции на душу населения в Узбекистане составляли около 20 центов. Для сравнения, в Казахстане этот показатель составляет около $4, в Индии — $30, в Китае — $75, в Южной Корее — $156, а в США — более $1 000. Планируется в ближайшие три года довести этот показатель в нашей стране до $3.
Для создания полноценной венчурной индустрии в стране необходим пул профессиональных инвесторов. Хотя ситуация улучшилась в последние годы, потенциал для роста все еще значителен. На ранних этапах развития стартап-экосистемы инвестировать в перспективные стартапы относительно просто, однако сложнее обеспечить стартапам всестороннюю поддержку: масштабировать бизнес на зарубежные рынки, наладить каналы продаж через нетворк или помочь привлечь новый раунд финансирования. Для этого мы намерены инвестировать в венчурные фонды с сильным трек-рекордом в развивающихся странах и опытом масштабирования портфельных компаний.
Главная функция UzVC как «Фонда фондов» — стимулировать развитие частного сектора венчурных фондов в Узбекистане. Существует мнение, что государство — это плохой инвестор при прямом инвестировании в стартапы. Поэтому нужно поддерживать развитие частных венчурных фондов, чтобы они на рыночных принципах могли определять, какой стартап заслуживает инвестиций. Успешные кейсы позволят привлечь больше инвесторов. Следовательно, будет больше средств и уже не будет необходимости постоянного вливания денег со стороны государства.
Мы также рассматриваем возможность поддержки местных бизнес-ангелов и ускорения их институционализации, чтобы они могли профессионально инвестировать в стартапы и развивать успешный венчурный бизнес.
Еще одна задача UzVC — институционализация венчурного рынка, то есть построение инвестиционной инфраструктуры посредством инвестирования в частные иностранные и местные венчурные фонды, которые будут оперировать в Узбекистане. На эти цели в ближайшие годы UzVC направит 150 млрд сумов.
Приятно отметить, что в разработке находится закон об альтернативных инвестициях, который будет регулировать деятельность венчурных фондов и других участников. Альтернативные инвестиции — это целый класс активов, включая венчурный капитал, private equity, недвижимость, хедж-фонды и другие инструменты.
Большинство компаний в Узбекистане вынуждены обращаться к кредитным продуктам, поскольку финансирование на основе капитала пока недостаточно развито. Новый закон поможет местным компаниям расширить доступ к капиталу и предоставит больше возможностей для диверсификации источников финансирования.
Эффекты от постановления можно разделить на прямые и косвенные. К прямым можно отнести увеличение количества стартапов, так как упростится доступ к капиталу. Самое главное — будет формироваться частный сектор венчурных инвесторов. Косвенные последствия включают рост и развитие стартап-сообщества, которое играет критическую роль в становлении экосистемы, обеспечивая нетворк, доступ к ресурсам и обмен знаниями между стартаперами. Стоить отметить еще один косвенный эффект — генерация ролевых моделей, которая формирует культуру новаторства и предпринимательства.
директор AloqaVentures.
По текущему валютному законодательству, местные фонды не могут инвестировать за рубеж более $10 тыс. При этом, иногда граждане Узбекистана запускают стартапы на развитых рынках — в США, Европе, странах MENA, формируя интернациональные команды. Прямое инвестирование в международные стартапы помогло бы усилить их позиции, но пока это невозможно.
Инвестирование в зарубежные стартапы в первую очередь важны для венчурных фондов и частных инвесторов. Вложения в иностранный стартап могут вернуться в 10 или даже 100-кратном размере.
Инвестиции в стартапы всегда сопряжены с высоким риском, и возврат средств не гарантирован. Обычно лишь менее 10% стартапов в портфеле фондов достигают успеха, окупая все вложения и принося прибыль.
Если фонд или частный инвестор из Узбекистана вложит средства в зарубежный стартап, при успешном выходе (экзите) деньги вернутся в страну на счета инвестора. Такие инвестиции и их возврат через экзиты могли бы помочь укрепить местную экономику.
Также в рамках документа планируется создание «регуляторной песочницы», в рамках которой участники рынка смогут протестировать новые инструменты, такие как SAFE (Simple Agreement for Future Equity) или конвертируемые займы, которые не предусмотренные текущим законодательством, и адаптировать регуляторную среду к потребностям рынка. Включение частных венчурных фондов и инвесторов в эту программу могло бы ускорить процесс благодаря гибкости, быстроте принятия решений и готовности экспериментировать с разнообразными подходами к инвестициям, что зачастую недоступно государственным структурам.
Постановление имеет стратегическое значение и дает возможности для развития экосистемы стартапов. Однако многое остается неясным, и успешная реализация во многом будет зависеть от выполнения дорожной карты, которая призвана детализировать ключевые изменения и обеспечить их практическое внедрение.
исполнительный директор IT Park.
Стартап-экосистема Узбекистана молодая и динамичная, с большим количеством стартапов. Программа цифровых стартапов в основном ориентирована на поддержку таких стартапов и помощь в их становлении. Ранее мы уделяли основное внимание развитию сервисных проектов, но нынешний документ направлен именно на продуктовые стартапы. Мы ожидаем, что принятые меры будут способствовать укреплению стартапов на ранних стадиях на внутреннем рынке, с последующим их выходом на международные.
Государственные банки и предприятия, где более 50% капитала принадлежат государству, получили возможность создавать венчурные фонды и внедрять инновационные решения стартапов в свою деятельность. При этом выбор остается за ними: они могут самостоятельно определять, какие стартапы и технологии соответствуют их стратегическим приоритетам. Также работа венчурных фондов будет регулироваться их внутренними положениями и уставами, что позволит каждому фонду адаптировать деятельность под свои конкретные задачи и потребности. Это мотивирует государственные компании активнее участвовать в стартап-экосистеме, открывая двери для постоянного обновления технологий и совершенствования операционных процессов.
На рынке пока мало венчурных фондов, особенно готовых инвестировать в стартапы на ранних стадиях из-за высоких рисков. Однако именно такие инвестиции важны для укрепления стартапов внутри страны и их дальнейшего масштабирования. Кроме того, венчурные инвестиции не ограничиваются только финансовой поддержкой — они часто включают менторство, доступ к экспертизе и деловым связям, которые становятся неоценимыми ресурсами для стартапов, особенно на ранних стадиях.
со-основатель стартапа Sug’urta Bozor.
Когда на старте очень мало ресурсов, стартап продает свою идею и долю в компании венчурным фондам. В развитых странах стартапов так много, что фонды пытаются «продать» себя, чтобы привлечь перспективные проекты.
Когда мы столкнулись с вопросом финансирования, в стране было всего три венчурных фонда. В то время как в соседнем Казахстане их было как минимум 10. Тем не менее за 2 года нам удалось привлечь $220 тыс. ($120 тыс от UzVC, $100 тыс — казахского частного фонда Axiom).
Практика инвестиционного матчинга отлично себя показала в Израиле. Мы думаем, что она приживется и в Узбекистане. Это демонстрирует зарубежным инвесторам доверие со стороны государства. Однако важно учитывать, нужна ли зарубежным инвесторам эта практика и готовы ли они вливать деньги в рамках нашей юрисдикции?
Инвестиционный матчинг может упростить привлечение финансирования, но ограничение суммы до $100 тыс. сужает его потенциал. Мы считаем, что его размер стоит увеличить до $500 тыс, а также ускорить внедрение английского права в рамках IT Park. Это сделает рынок Узбекистана более привлекательным для иностранных инвесторов.
Постановлением также предусмотрена компенсация расходов, связанных с участием в акселерационных программах, а также обучением на курсах по предпринимательству и корпоративному управлению, что будет стимулировать стартаперов прокачивать свои навыки. Однако важно, чтобы критерии и процесс отбора были прозрачными.
Мы надеемся, что создание венчурных фондов банками поможет развитию инновации и привлечению «умных денег». Нужно понимать, что для управления фондами нужны специалисты, которых не хватает на рынке. Возможно, банки будут вынуждены привлекать экспертов из-за рубежа. Например, в Южной Корее есть десятки тысяч фондов при больших корпорациях, которые в основном инвестируют в профильные стартапы. Надеемся, что в Узбекистане банки при инвестировании не будут ограничиваться только финтехом.