Все больше руководителей и предпринимателей переосмысливают отношение к отпуску — ради баланса между работой и личным благополучием. По данным опроса, проведенного компанией OfficeTeam, 76% руководителей продолжают работать в отпуске — хотя бы частично, а 33% — ведут дела каждый день, находясь вне офиса. Очевидно, что не все возвращаются после такого отпуска с ощущением перезагрузки. Причина проста: руководители не отдыхали, они просто сменили локацию.
Сегодня все чаще упоминается новая управленческая культура — та, где отпуск планируется так же тщательно, как стратегическая сессия. Отпуск становится искусством, и все больше топ-менеджеров и предпринимателей осознают: цифровой детокс — не тренд, а необходимость. Это способ вернуть контроль над вниманием, побыть в цифровой тишине и по-настоящему отдохнуть.
Spot поговорил с представителями бизнеса о том, удается ли им по-настоящему отдыхать, как справляется команда в их отсутствие и действительно ли так важен цифровой детокс в отпуске.
Роман Сайфулин,
основатель The Choyxona, The Бани Тельмана.
Отправляюсь в отпуск не так часто, как хотелось бы — минимум раз в год с семьей во время новогодних каникул. Так как у меня маленькие дети, предпочитаю пляжный отдых, но стараюсь разнообразить его сопутствующими активностями — аквапарк, сафари, водный спорт и парки аттракционов. После всего стресса в течение года огромное желание просто поваляться. Но иногда, когда летаю по работе, удается выделить день для отдыха — посмотреть новые города и инфраструктурные объекты.
Признаться честно, я не поддерживаю концепцию полного цифрового детокса, хотя возможно он и нужен. Я за частичный детокс, так как сам прихожу в бешенство, когда не могу «достучаться» до нужных мне людей, особенно если вопрос срочный — ведь работа есть работа, и мир не остановился на время твоего отдыха. Считаю, что только безответственные люди могут уйти в полный детокс, если они знают, что от них что-то зависит. Стараюсь всегда быть на связи, если это возможно технически.
Недавно моя старшая дочь собрала телефоны и гаджеты у всей семьи и потребовала день для общения. Вот такой запрос у нее в 8 лет, и пока она может себе это позволить. Для меня это было критично.
Я хорошо понимаю сколько дней мне надо для перезагрузки. Первые три дня мозг входит в режим отдыха, еще 6−7 дней нужно для самого отдыха. Итого 9−10 дней — оптимальное количество дней для отдыха. Не понимаю людей, которые берут 30-дневный отпуск, если есть возможность разбить его на 2−3 раза в год. Во время отпуска получается качественно сконцентрироваться на каких-то планах и задачах, а по возвращению быть готовым к их быстрой реализации.
Стараюсь не информировать команду, что собираюсь в отпуск. Процессы выстроены, тем более на каждом объекте есть управляющий.
Пока дети маленькие, спокойный отдых может только сниться — они очень активные, что однозначно прекрасно и правильно. Меня все устраивает, так как я компенсирую то время, которое не могу проводить с детьми из-за работы.
Анастасия Ли,
Совладелец продакшн студии dbla, исполнительный продюсер.
У меня нет жесткого понятия «отпуск». Это не про побег от рутины, потому что у меня нет рутины. Я могу в любой момент сменить картинку — уехать на пару дней, переключиться на другое занятие, вырваться в путешествие. Это всегда про удовольствие, а формат — по настроению.
Цифровой детокс — это не про «уход в пещеру», а про грамотное управление вниманием. Цифровая среда — это инструмент. Если мне сейчас важны живые эмоции, я в моменте, телефон не мешает. Если хочу зафиксировать кадр или ответить на важный звонок — я делаю это. Поэтому я за осознанный детокс — это не цель, а способ быть в гармонии с собой.
Мои привычки — не зависать в ленте просто так, не проверять почту «на автомате», не отвлекаться на уведомления, если сейчас не время. Все решается простым вопросом: «Мне это сейчас действительно важно?»
Я организовываю рабочие процессы так, чтобы в любой момент можно было отойти, не переживая, что что-то рухнет. Это вопрос структуры и доверия. Делегирую и даю автономию команде. У меня нет желания держать все под контролем — я доверяю тем, с кем работаю, и они умеют принимать решения. Если команда не может справляться без меня, значит, я что-то делаю не так. Хорошая команда работает, потому что ей интересен процесс, а не потому, что за ней кто-то стоит с флагом. У меня всегда есть один-два человека, которые знают, как до меня достучаться, если действительно нужно.
Лайфхак — не делать из отпуска «отпуск». Это просто другая среда, другой фокус, но ты все тот же. Если умеешь жить осознанно и в моменте, тебе не нужно искусственно убегать от одного к другому.
Арсен Длянчев,
Основатель Unique Present Media Holding и бизнес-клуба YBC.
У меня нет классического понятия «отпуск», так как моя работа и путешествия тесно связаны. В среднем я отсутствую в Узбекистане около полугода. И есть разные форматы поездок:
- с командой и коллегами;
- с друзьями и например, выпускниками Сколково;
- с бизнес-клубом Yard Business Club;
- семейные путешествия;
- отдельные поездки с родителями;
- поездки с супругой — это полноценная перезагрузка и ретрит.
Я предпочитаю активный отдых: люблю новые страны, экскурсии, яркие впечатления. Пляжный отдых — не совсем мой формат, но, путешествуя с детьми, альтернатив не так много. С супругой стараемся раз в квартал устраивать совместный отдых.
Мой цифровой детокс фактически постоянный: дома нет компьютера уже 10−15 лет, телефон в беззвучном режиме как только захожу домой, также после
19:00—20:00 я не отвечаю на рабочие звонки.
Во время отпуска я не в операционке, поэтому мне не приходится решать срочные вопросы. Если я в поездке с родителями, то полностью отключаюсь от работы, чтобы провести с ними время качественно. Если это обычная поездка, то могу проверять сообщения в Telegram, но звонки не принимаю.
Современный ритм жизни слишком быстрый, и выпадать надолго не всегда возможно. Однако раз в год я устраиваю полный детокс — чаще всего в автомобильных путешествиях, примерно на 10 дней. В таких поездках телефон в руках только перед сном, чтобы ответить на важные сообщения. Мы путешествовали на машинах по Австралии, Турции, Казахстану, Памиру, Таджикистану — это помогает полностью переключиться.
Мой канал экстренной связи — моя семья. Только родные могут дозвониться в любое время дня и ночи. Команда заранее знает о моих командировках, и все нерешенные вопросы стараюсь закрыть до отъезда. Считаю, что команда справляется лучше, чем со мной. Но если кому-то действительно нужно, он напишет повторно или найдет другой способ связи.
Нуриддин Лафизов
CEO Alif Uzbekistan
Обычно стараюсь брать отпуск 1−2 раза в год. Чаще всего это активный отдых — путешествия с семьей, прогулки, экскурсии. Для меня особенно важно проводить это время с детьми, переключиться с рабочих задач и просто побыть «здесь и сейчас».
Для меня цифровой детокс — это не полное отключение от цифрового мира, а скорее разумное ограничение. Уменьшаю количество рабочих касаний, убираю лишние уведомления, стараюсь не реагировать на каждое сообщение. Это помогает сосредоточиться на отдыхе, не теряя при этом связь с реальностью.
Поэтому я за частичный детокс. Сложно исчезнуть полностью, особенно когда есть ответственность за бизнес и команду. Но и быть постоянно в мессенджерах — не выход. Важно найти баланс, при котором ты остаешься доступным для критических ситуаций, но не погружаешься обратно в рутину.
Обычно Telegram — это канал связи, но только для команды и близких. Все рабочие уведомления и ненужные каналы отключаю. Для меня важно, чтобы была возможность связаться в случае действительно срочной ситуации. Телефон в отпуске использую в основном для фото, оплат и связи с семьей. Иногда определяю конкретные часы, когда могу посмотреть, все ли в порядке — и на этом все.
Удается по-настоящему отдохнуть, когда придерживаюсь своих правил. Такой отпуск помогает перезагрузиться. После замечаю, что возвращается энергия, появляется ясность в решениях и новые идеи. Это напрямую отражается на эффективности.
Перед отпуском стараюсь закрыть все ключевые вопросы, делегировать задачи и предупредить коллег и партнеров. Заранее готовлю автоответы и определяю временные рамки отсутствия. Также распределяю зоны ответственности между ключевыми сотрудниками, обсуждаю возможные сценарии и решения. Даю команде пространство действовать самостоятельно, без необходимости дергать меня по каждому вопросу. Это работает — и повышает уверенность в команде.
Команда справляется очень хорошо — она зрелая и самостоятельная. Сотрудники часто находят отличные решения без моего участия. Это вселяет уверенность, что все функционирует даже в мое отсутствие — значит, мы выстраиваем процессы правильно.