В апреле Служба безопасности дорожного движения представила новое мобильное приложение Safe Road и рекомендовала водителям перейти на него, заявив, что оплата штрафов через сторонние сервисы, в том числе Road24, больше не работает. Это вызвало вопросы о том, как в Узбекистане регулируется доступ к государственным данным и на каких условиях частные IT-компании могут строить на их основе собственные сервисы.

В центре внимания оказался механизм API (Application Programming Interface) — интерфейс, через который внешние сервисы получают доступ к функциям или данным государственных систем. Именно API позволяет частным разработчикам создавать цифровые решения, основанные на взаимодействии с государственными структурами.

Насколько API открыт для бизнеса? Кто решает, кому его предоставлять? И должно ли государство создавать собственные цифровые продукты или обеспечивать равные условия для всех участников рынка?

Spot обсудил эти вопросы с представителями IT Park, Центра управления проектами цифрового правительства при Минцифры и страховой платформы Zorgo, которая также сталкивалась с ограничениями доступа. Министерство цифровых технологий отказалось от комментариев.


бизнес, государственные услуги, конкуренция

Тимур Бахранов,

основатель платформы страховых услуг ZORGO.

С 2021 года у нас была идея создать страховой агрегатор, который бы объединял все страховые компании и предлагал клиенту оптимальные условия по полисам ОСАГО, КАСКО и страхованию путешествий. На этапе разработки мы также планировали добавить функционал для проверки и оплаты штрафов, чтобы автовладелец мог получить все необходимые услуги в одном приложении.

17 ноября 2022 года мы подали официальное обращение в СБДД с просьбой предоставить техническую интеграцию. В ответ, 15 декабря, нам сообщили, что работа над базой данных продолжается, и нам предложили обратиться повторно после ее завершения.

Мы регулярно связывались с контактным лицом, но каждый раз получали один и тот же ответ: система не готова, и просили подождать. Конкретных причин отказа или требований к сервису нам не называли. Если бы нам объяснили, что, например, наш сервис не соответствует стандартам кибербезопасности, мы бы доработали его. Но официальных критериев или порядка предоставления доступа не существует.

Ситуация с другими частными сервисами, имеющими доступ, вызывает недоумение — никто не объяснил, по каким принципам выбираются компании, которым разрешена интеграция. Мы считаем, что доступ к данным должен быть открыт для всех добросовестных участников рынка. Как и в случае с платежными системами, где потребитель сам выбирает, через какой сервис ему удобно оплачивать, здесь тоже должен быть выбор.

Мы являемся резидентами IT Park, у нас есть интеграция с OneID, и мы готовы работать по понятным и прозрачным правилам. С OneID интеграция происходила по четкому регламенту: были требования, документы, проверка, и в итоге — договор. Такой же понятный процесс мы ожидаем от других государственных структур.

Недавно мы повторно подготовили письмо в СБДД, поставили в копию Министерство цифровых технологий, и надеемся, что в этот раз ситуация будет рассмотрена более открыто. Мы хотим, чтобы такие компании, как наша, могли полноценно участвовать в цифровой экосистеме страны.

Если мы получим доступ к API, планируем реализовать три полезные функции для автовладельцев: проверку и оплату штрафов, оформление разрешения на тонировку и оформление доверенности на управление транспортом. Мы считаем, что эти сервисы удобно объединить в одном приложении.

Наша позиция — за равные и конкурентные условия. Мы выступаем за открытость и системный подход: чтобы бизнес знал, какие требования нужно выполнить, чтобы получить доступ к государственным данным, и мог планировать развитие продукта.


бизнес, государственные услуги, конкуренция

Анастасия Филиппова,

Начальник управления стартапов, венчурных инвестиций и развития локальных ИТ-услуг в IT Park Uzbekistan.

Мы в IT Park считаем, что государству эффективнее сосредоточиться на создании цифровой инфраструктуры и платформ, а разработку пользовательских решений предоставить бизнесу.

Формат API открывает доступ к ключевым сервисам, данным и системам авторизации, создавая условия для появления конкурентных продуктов, адаптированных под нужды пользователей.

Оптимальной моделью взаимодействия в цифровой сфере является партнерство: государство формирует платформу, а бизнес развивает сервисы. Это подход, принятый во многих странах с успешной цифровой трансформацией, где уже работают сотни API, а роли участников экосистемы четко определены.

В Узбекистане пока нет единого нормативного акта по доступу к API, но уже функционирует портал открытых данных — data.egov.uz, содержащий более 10 тыс. наборов данных с API-доступом от 158 организаций. Следующим шагом, по нашему мнению, должно стать формализованное и прозрачное регулирование доступа.

Мы поддерживаем дальнейшее развитие платформы data.egov.uz и считаем важным обеспечивать стабильную обратную связь, регулярное обновление и возможность авторизованного доступа — например, через OneID. Решения об открытии API должны приниматься на межведомственном уровне — с участием Минцифры, Uzinfocom и других структур. Базовый принцип: если данные не являются конфиденциальными, они должны быть доступны на равных условиях.

Кроме того, открытые API стимулируют конкуренцию. С 2021 года мы проводим хакатоны по открытым данным, в том числе совместно с Госкомстат и координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане, где создаются прототипы цифровых решений в сферах транспорта, медицины, образования и экологии.

Для обеспечения равных условий необходимо:

  • гарантировать равный доступ к данным и API;
  • поддерживать разработку решений через гранты, акселераторы и пилоты;
  • обеспечить прозрачность подключений и обратную связь;
  • проводить аудит подключений и публиковать результаты в открытом доступе.

Ограниченный доступ снижает мотивацию команд и сдерживает развитие цифровых продуктов. Прозрачные и понятные правила укрепляют доверие к экосистеме.

Стартапы действительно сталкиваются с трудностями доступа, особенно в таких сферах, как логистика, финтех, HR и медицина. В этой связи планируется разработка рекомендаций и гайдов для госорганов, а в перспективе — создание единого «цифрового кодекса» взаимодействия с бизнесом.

На уровне Минцифры уже обсуждается единая стратегия по управлению государственными данными и API. Указ президента о поддержке венчурных стартапов также закрепляет инициативы, направленные на развитие стартап-экосистемы.

IT Park также готов развивать платформу StartupBase.uz как точку входа для стартапов — для размещения документации, сбора запросов и тестирования API. Организация уже выступает посредником между бизнесом и государством, собирает запросы от команд, формирует кейсы и передает инициативы в профильные органы.


бизнес, государственные услуги, конкуренция

Богдан Шкляревский,

начальник отдела цифровизации обмена данными и информационного взаимодействия в системе цифрового правительства Центра управления проектами цифрового правительства.

Все государственные данные — за исключением конфиденциальных сведений и информации — могут использоваться как государственными, так и коммерческими организациями.

Центр управления проектами цифрового правительства управляет двумя ключевыми платформами:

  • МИП — Межведомственная интеграционная платформа для обмена данными между госорганами;
  • ПЦД — Платформа цифровых данных, через которую API предоставляются банкам, страховым компаниям, образовательным учреждениям и другим частным организациям.

Подключение к информационным системам госорганов возможно только через эти платформы. Центр оказывает техническую и методическую поддержку всем участникам, а данные предоставляются на равных условиях — если госорган, как поставщик информации, технически готов их предоставить.

Сегодня к ПЦД подключено более 150 организаций, а ежемесячно совершается свыше 17 млн запросов. Это снижает бумажную нагрузку, ускоряет получение услуг и экономит ресурсы. Например, банки теперь не просят клиентов приносить справки и документы на бумаге — вся информация запрашивается в цифровом виде.

Центр управления проектами цифрового правительства и Центр кибербезопасности постоянно отслеживают инциденты, чтобы защитить данные от утечек и несанкционированного доступа. Также ведётся анализ действий пользователей на платформе, чтобы контролировать соблюдение требований закона при обработке и использовании данных.

Информация об API, доступных через ПЦД, размещена на сайте Центра управления проектами цифрового правительства в разделе «Цифровой информационный обмен». Список сервисов регулярно обновляется.

Чтобы подключиться к ПЦД, организация должна:

  • подать заявку в Центр управления проектами цифрового правительства;
  • зарегистрировать свою информационную систему в реестре баз персональных данных при Минюсте;
  • получить заключение по кибербезопасности.

Это возможно только в случае, если нужный API уже подключен к ПЦД. Если нет — даже при выполнении всех требований получить доступ не получится.

Отдельного закона о доступе к API пока нет, но работа над таким законодательным актом ведется. В рамках этого направления развивается и организационно-технологическое решение UzTech.

Второе важное направление — разработка и внедрение специализированных цифровых решений для государственных органов. Это могут быть приложения, онлайн-платформы, аналитические инструменты и другие технологические продукты, которые автоматизируют процессы, упрощают сбор и анализ данных, улучшают взаимодействие с гражданами и повышают общую эффективность работы ведомств.

Из-за разного уровня цифровизации госорганов могут возникать проблемы с передачей данных, скоростью и качеством интеграции. В таких случаях Центр оказывает методическую поддержку и помогает адаптировать старые системы.

Для обеспечения доступности и качества данных для всех участников, необходимо законодательно закрепить понятие «объект информационного обмена» и признать, что такие данные — государственные и должны предоставляться на общих основаниях, если иное не предусмотрено законом.

Чтобы избежать монополии в цифровой сфере, необходимо:

  • ускорить цифровизацию государственных органов — поставщиков данных;
  • поддерживать открытые стандарты и прозрачность алгоритмов;
  • развивать стартап-экосистему через гранты, акселераторы и инкубаторы;
  • открывать данные, созданные за счет бюджетных средств;
  • защищать права потребителей и предоставлять им выбор между сервисами.

Если же доступ к данным получают только отдельные игроки, это может привести к росту цен, снижению качества, ограничению конкуренции и замедлению развития рынка. Именно для предотвращения таких рисков и была создана Платформа цифровых данных.