Центральный банк Узбекистана разослал кредитным учреждениям письмо с призывом избегать «нечестных практик» при оказании услуг. Текст письма опубликован на сайте регулятора.
В письме отмечается «пренебрежение правами и интересами потребителей», нарушения политики «справедливости и прозрачности» некоторыми финансовыми организациями. Подобные действия наносят финансовый ущерб потребителям и снижают доверие к банковско-финансовому сектору, подчеркнули в ЦБ.
Например, отмечались случаи изменения процентных ставок, сроков уплаты и других важных условий договора в одностороннем порядке, без уведомления клиента или его согласия.
Организации добавляют в кредитные соглашения «несправедливые» условия, обозначают несоразмерные права и обязанности сторон. Вводящие в заблуждение формулировки вызывают у клиентов «неправильные ассоциации» — например, об ограничении права обжаловать условия.
Кроме того, ЦБ отметил навязывание потребителям страховок по кредиту, SMS-оповещений и других дополнительных услуг без объяснений. Нередко эти услуги оказываются без получения от клиента запроса или согласия в какой-либо иной форме.
На клиентов могут налагать не предусмотренные законом обязательства. ЦБ указал на случаи добавления в договоры «ковенантов» и «важных условий», которые клиент не может выполнить или которые нарушают его права.
В некоторых случаях клиентам предлагают взять кредит на сумму больше указанной в заявке, чтобы склонить их к получению дополнительных заемных средств. Отмечены случаи взимания платежей за погашение долгов по кредитным картам во время льготного периода. Также банки принудительно снимают деньги с карт должника при неуплате в срок.
Банки используют непрозрачные алгоритмы при оценке кредитоспособности, а в случае отказа клиентам даются не соответствующие действительности объяснения. Зачастую в них ссылаются на якобы существующие «черные списки».
Нередко потребителям не предоставляют полную информацию для принятия обдуманного решения. В других случаях данные оказываются прямо или косвенно вводящими в заблуждение — например, неточными или завышенными.
ЦБ выделил практику обозначать процентные ставки по кредитам и микрозаймам в рекламе как «от X процентов». При этом не упоминается верхний предел процентной ставки и порядок его обозначения.
Регулятор призвал донести сведения из открытого письма до всех ответственных лиц, участвующих в разработке финансовых продуктов, их продвижении и составлении договоров.
Ранее Spot писал, что ЦБ предлагает обязать банки полностью раскрывать условия выпускаемых ими кредитных карт.