Рынок рассрочки в Узбекистане пока находится вне надзора, но скоро все может измениться. Центральный банк планирует зарегулировать индустрию, в том числе востребованный у граждан формат «Купи сейчас, заплати потом» (Buy Now, Pay Later, или BNPL).
О том, как отрасль контролируется за рубежом и какие лучшие практики стоит принять к сведению Центробанка, рассуждает финтех-эксперт, совладелец и член Наблюдательного совета PayWay Бехзод Ботиров.
совладелец PayWay.
Сегодня большая часть крупных BNPL-сервисов и операторов рассрочки в Узбекистане подключена к двум кредитным бюро — CRIF и «Кредитно-информационному аналитическому центру». Лидирующие игроки, как правило, передают в них данные о своих клиентах, так что эта информация учитывается в рейтингах заемщиков. Проблема в том, что собственные риски при оказании услуг поставщики оценивают редко. Введение регулирования в этой области позволит сделать индустрию более прозрачной, однако важно не «задушить» рынок.
Прежде всего на законодательном уровне необходимо разделить понятия рассрочки и BNPL. Сейчас их часто используют как взаимозаменяемые. На деле BNPL более «мягкий» инструмент: пользователь оплачивает товар или услугу равными частями в течение 2−4 месяцев. Сервис не подразумевает заключения кредитного договора и процентов и из-за этого в мировой практике часто остается вне зоны видимости регулятора.
Тогда как рассрочка — это полноценный кредит: она требует подписания соглашения, обычно предоставляется на более длительный срок (6−12 месяцев) для покупки крупных товаров вроде бытовой техники, может включать комиссии или проценты и всегда отображается в кредитной истории.
Международный опыт
В мировой практике подходы к регулированию BNPL и рассрочки могут сильно отличаться. В одних странах оба инструмента подпадают под законы о потребительском кредитовании, в других BNPL остается вне четкого правового поля. Тем не менее, общий мировой тренд очевиден: регулирование этой сферы становится все более строгим и сложным.
Например, в Великобритании, которую можно назвать мастодонтом в области регулирования финансовых услуг, классическая рассрочка давно контролируется законом о потребительском кредите и подлежит надзору со стороны Financial Conduct Authority (FCA) — регулятора, отвечающего за финансовые рынки, защиту потребителей и содействие конкуренции. До недавнего времени BNPL-сервисы Великобритании оставались вне этого законодательства.
Однако, ситуация начала меняться после публикации отчета Woolard Review в 2021 году, в котором подчеркивалась необходимость ужесточения регулирования.
В результате с 2026 года вступят в силу поправки, согласно которым поставщики BNPL будут обязаны:
- зарегистрироваться в Управлении по финансовому регулированию и надзору (FCA);
- заранее оценивать платежеспособность клиентов;
- предоставлять четкую, простую и понятную информацию о кредитных условиях.
В рамках этих изменений BNPL-услуги будут подпадать под действие Закона о потребительском кредите (Consumer Credit Act).
В США классические рассрочки регулируются на федеральном уровне законом Truth in Lending Act. Он требует, чтобы кредиторы ясно объясняли условия и полную стоимость кредита, чтобы люди могли принимать обоснованные решения. Однако BNPL-сервисы часто не попадают под эти правила. Из-за этого возникает правовой вакуум, особенно потому, что законы различаются от штата к штату. Ранее Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB) планировало приравнять BNPL к кредитным картам, но недавно отказалось от этой идеи.
В Швеции ситуация иная: там BNPL и рассрочки регулируются законом о потребительском кредите. Все кредитные сервисы, даже те, что не берут проценты, обязаны проверять платежеспособность клиента и раскрывать свои условия. Кроме того, если продавец предлагает хотя бы один способ оплаты без кредита, он должен показываться первым — до BNPL. Это хорошо защищает потребителей, но делает рынок более сложным для входа новых финтех-компаний.
В Сингапуре обычная рассрочка регулируется законом о банках и кредиторах, если ее предоставляет банк. А вот законодательство в сфере BNPL пока только развивается. Чтобы навести порядок в этой сфере, Ассоциация финтех-компаний Сингапура (SFA) вместе с представителями рынка и под контролем главного финансового регулятора страны создали специальный свод правил. Он помогает снизить риски, связанные с долгами.
В правилах предусматриваются меры по защите прав потребителей, например, невозможность совершать новые покупки с помощью BNPL при пропуске платежей. Соблюдение правил — добровольное, однако SFA предлагает независимую аккредитацию для поставщиков услуг. С мая 2024 года все четыре BNPL-оператора в стране были аккредитованы.
В Малайзии, где классическая рассрочка регулируется в рамках законодательства о потребительском финансировании, недавно предложили новый закон — The Consumer Credit Bill — который в том числе направлен на регулирование сервисов BNPL. Этим будет заниматься специальная Комиссия по потребительскому кредитованию. Законопроект требует, чтобы такие сервисы честно указывали все тарифы, соблюдали справедливые условия и придерживались этичных правил кредитования. Также он обязывает регулярно напоминать клиентам о предстоящих платежах.
Интересный пример и у Индонезии. Как и во многих других странах, обычные рассрочки там предоставляют в основном банки и микрофинансовые организации. Они регулируются соответствующими законами о банковской деятельности и потребительском кредитовании.
Но для BNPL в стране ввели более жесткие правила из-за опасений, что молодежь начинает брать слишком много в долг.
С 2027 года BNPL-услуги будут доступны только лицам в возрасте 18 лет (или состоящим в браке) и старше, которые зарабатывают не менее 3 млн рупий ($182) в месяц. Регулирующие органы также рассматривают возможность повышения этого порога до 24−25 лет и увеличения минимального дохода. Кроме того, теперь все такие покупки отображаются в финансовой системе SLIK — и если не платить вовремя, это может испортить кредитную историю.
Ужесточает регулирование и Австралия. Среди последних изменений — обязательное кредитное лицензирование: начиная с июня 2025 года поставщики услуг BNPL должны иметь австралийскую лицензию и соблюдать закон, который регулирует кредитную деятельность потребителей и защищает заемщиков. Эта переклассификация признает BNPL формой кредитования, что налагает на провайдеров дополнительные обязательства.
Узбекистан: эволюционный, а не репрессивный подход
В сегменте BNPL и рассрочки для Узбекистана оптимальным будет эволюционный подход к регулированию, когда новые требования вводятся постепенно. Первым шагом может стать обязательная передача данных об услугах в кредитные бюро, что позволит составить полную картину о долговой нагрузке заемщиков. Это особенно важно с учетом того, что уровень доступности финансовых услуг в стране за последние годы вырос, и кредитов население стало брать больше.
Также важно обязать игроков рынка раскрывать полную стоимость рассрочки или BNPL. Сервисы должны четко прописывать размер всех сборов, чтобы не вводить клиентов в заблуждение. Сейчас поставщики периодически пытаются продать потребителям более дорогие товары за счет скрытых комиссий. Это вызывает недовольство среди граждан и снижает их уровень доверия к финансовым сервисам.
Кроме того, стоит ввести упрощенную регистрацию для BNPL-операторов в виде уведомления о начале работы в Центральный банк. В записке для ЦБ BNPL-игроки должны будут описать свои бизнес-процессы, в частности, как именно они будут оценивать заемщиков и действовать в случае невозвратов. Также операторы будут обязаны выполнять требования Центробанка.
Это в том числе позволит внедрить механизм рассмотрения жалоб потребителей. В этом вопросе можно воспользоваться опытом Великобритании. Там, если у заемщика возникают претензии к BNPL-сервису по поводу прозрачности услуг, тарифов, выплат и даже коммуникации, клиент может подать жалобу в бесплатную и независимую Службу финансового омбудсмена (The Financial Ombudsman Service, FOS).
Со временем регулятор Узбекистана может добавить требования к проверке платежеспособности клиентов. Операторам BNPL и рассрочки нужно будет оценивать доходы потенциального заемщика и его обязательства. Это позволит избежать ситуаций, когда граждане покупают технику в рассрочку и перепродают ее, чтобы закрыть другие кредиты.
Отмечу, что нет необходимости заставлять сервисы проходить углубленную проверку по банковским методикам. Достаточно базового запроса в CRIF и «Кредитно-информационный аналитический центр».
Самое главное — сохранить гибкий подход к регулированию, который не станет излишней проблемой для участников рынка. Сегодня в Узбекистане действуют десятки BNPL-сервисов и сервисов рассрочки. Слишком жесткое законодательство может задавить этот развивающийся рынок в зародыше. К тому же, оно разрушит саму суть услуги — быстрое и удобное оформление без лишней бюрократии.
Исходя из этого, не стоит:
Требовать от компаний лицензирования по банковским стандартам. Это резко увеличит стоимость выхода на рынок новых игроков и снизит конкуренцию.
Вводить жесткие лимиты на суммы BNPL-услуг или рассрочки. Иначе поставщики смогут финансировать только мелкие покупки. Соответственно, темпы развития инноваций снизятся вместе с интересом предпринимателей к индустрии.
Устанавливать предельные комиссии. Операторы должны самостоятельно рассчитывать риски невозврата и учитывать их при определении стоимости своих услуг. Если, например, зафиксировать максимальную комиссию на уровне 0,5−1%, сервисы просто начнут уходить с рынка или делать скрытые сборы в обход законодательства.
Запрещать рекламу услуг. Честная реклама с раскрытием всех условий, наоборот, поможет потребителям повысить уровень своей финансовой грамотности.
Рынку Узбекистана сегодня нужен умеренный и разумный надзор, а не репрессивные меры. Только так можно повысить прозрачность индустрии для потребителей и устойчивость всей финансовой системы, учитывая при этом интересы бизнеса.