Как ранее писал Spot, Центральный банк проанализировал динамику внутреннего автомобильного рынка. Регулятор объяснил значительное падение импорта электромобилей регулированием и ужесточением их ввоза в Узбекистан.
Регулятор изучил цены на автомобили, разделив их на новые и подержанные машины. С марта 2023 года наблюдалось значительное снижение индексов цен на новые автомобили в национальной и иностранной валюте. Если в последующий период был зафиксирован рост цен в сумах, то общая тенденция к снижению цен в долларовом выражении сохранялась.
ЦБ отметил с 2025 года переход цен к повышательной динамике. По итогам марта этого года рост цен на новые автомобили на вторичном рынке составил 4,7% в сумовом эквиваленте (в долларовом эквиваленте — на 1,6%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Такая ситуация может быть объяснена значительным снижением объемов импорта в условиях высокого спроса на новые машины на внутреннем рынке», — говорится в докладе.
В свою очередь, индекс цен на старые автомобили демонстрировал различные тенденции. В частности, цены в долларовом выражении формировались выше базового периода до сентября 2023 года, а в сумовом — до середины 2024 года. В последующие периоды тенденция к снижению цен в обоих индексах продолжилась.
Падение цен на подержанные автомобили Центробанк связывает с высоким ростом спроса на новые машины. При покупке автомобиля водители больше обращают внимание на качество, гарантию, топливную экономичность и новые технологии. Кроме того, кредитные и лизинговые продукты в основном распространяются на новые автомобили.
Согласно данным Таможенного комитета, по итогам первого квартала импорт автомобилей в Узбекистан сократился в 3,26 раза — до 6794 единиц, а стоимость их поставок упала в 4,24 раза — до $115 млн. Структура ввоза иномарок: автомобили с ДВС (падение в 3,56 раза), электромобили (падение в 1,94 раза) и гибриды (почти в 24 раза).
Ранее Spot писал, что UzAuto Motors опровергло сообщения о продаже Cobalt Midnight по завышенной цене.