Humans попросила Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей открыть антимонопольное дело в отношении оператора телекоммуникационных услуг «Узбектелеком». Соответствующее заявление от 8 мая 2025 года оказалось в распоряжении редакции.

В письме говорится, что Humans является виртуальным мобильным оператором (MVNO) без собственной сети передачи данных, из-за чего деятельность компании базируется на инфраструктуре «Узбектелекома» в соответствии с договором от 22 мая 2020 года.

«С 2021 года „Узбектелеком“ удерживает без изменения базовый тариф на услугу передачи данных, учитываемую по Gn-интерфейсу, для передачи интернет-трафика, несмотря на значительное снижение стоимости интернета как монопольного товара, что противоречит как экономической логике, так и требованиям антимонопольного регулирования», — говорится в заявлении.

Humans, отмечая доминирующее положение «Узбектелекома» на рынке передачи международных данных и аренды международных каналов, считает, что госкомпания нарушила 18 статью закона «О конкуренции» и установила монопольно высокую цену.

Компания приводит следующие обоснования:

  • интернет на международных рынках подешевел более чем вчетверо — с $1,34 за 1 ГБ в 2020 году до $0,3 за 1 ГБ в 2023 году;
  • стоимость услуг через Международный центр пакетной коммутации снизилась на 45%;
  • себестоимость 1 ГБ тарифа в 4G существенно сократилась за счет модернизации и внедрения LTE;
  • базовый тариф «Узбектелекома» на услуги предоставления сети телекоммуникаций по Gn-интерфейсу остался на уровне июня 2021 года.

В компании отмечают, что снижение рыночной стоимости интернет-услуг — это следствие удешевления стоимости предоставления удельного 1 Мбит/с в пользу абонента за счет снижения удельной стоимости инфраструктуры радиосети (LTE), транспортных и опорных сетей. В результате это должно повлечь снижение стоимости услуг в части передачи данных по Gn-интерфейсу, однако в тарифной политике «Узбектелекома» многие обстоятельства не учтены, считают в Humans.

Виртуальный мобильный оператор подчеркивает, что вынужден удерживать розничные цены на конкурентном уровне, которые с 2021 года, как утверждается, несколько раз снижались. Однако неизменность тарифов со стороны «Узбектелекома» привела к росту доли инфраструктурных затрат до 58% от общей себестоимости Humans, что «делает бизнес-модель убыточной и фактически блокирует свободную конкуренцию».

«Таким образом, экономического обоснования сохранения прежнего уровня цен не имеется, что свидетельствует о получении „Узбектелекомом“ необоснованной прибыли за счет ущемления интересов пользователей инфраструктуры», — заявили в компании.

Humans усмотрела в действиях «Узбектелекома» злоупотребление своим доминирующим положением путем установления монопольной высокой цены, которое выражается в следующем:

  • отсутствие экономического обоснования сохранения прежнего тарифа;
  • игнорирование рыночной динамики;
  • отсутствие прозрачного механизма пересмотра тарифов;
  • блокировка конкурентоспособности Humans.

Кроме того, Humans сообщила о возникновении задолженности по двум договорам от 22 мая 2020 года и 15 сентября 2020 года вследствие применения «Узбектелекомом» «монопольно высоких цен». В процессе урегулирования вопроса цены и погашения задолженности госкомпания направила Humans письма с предупреждением снизить с 1 марта 2025 года суммарную скорость доступа к интернету (Gi-интерфейс) до 40 Гбит/с и приостановить техническую поддержку, а с 1 июня 2025 года полностью приостановить оказание услуг и передать дело в суд в случае непогашения задолженности. Более того, «Узбектелеком» сообщил о снижении с 31 марта скорости доступа к сети интернет до 30 Гбит/с.

В компании полагают, что действия «Узбектелекома» выходят за рамки закона «О телекоммуникациях», так как существенное снижение пропускной способности и отказ в технической поддержке «фактически создают дискриминационные условия предоставления доступа к услугам телекоммуникаций, нарушают принцип равного доступа и имеют признаки злоупотребления доминирующим положением».

«Таким образом, действия „Узбектелекома“ направлены не на добросовестное взыскание задолженности, а на создание условий, препятствующих конкуренции на рынке телекоммуникаций, что противоречит закону Республики Узбекистан „О конкуренции“, как и основополагающим принципам развития конкурентной среды в секторе связи», — говорится в письме компании.

Humans попросил Комитет по конкуренции возбудить антимонопольное дело по факту установления монопольно высокой цены на услуги со стороны «Узбектелекома», провести анализ рынка по предоставлению в аренду инфраструктуры для оказания телекоммуникационных услуг, сделать экономический анализ затрат на услуги по аренде инфраструктуры «Узбектелекома» и сопоставить с рыночными тенденциями.

По результатам расследования компания ожидает принятие мер в отношении злоупотребления доминирующим положением, выдачу предписания об устранении злоупотребления, включая восстановление скорости передачи данных, а также в части применения монопольно высоких цен и пересмотра тарифов, возврат излишне уплаченных сум или зачет в счет текущих платежей Humans, привлечение «Узбектелекома» к ответственности за создание дискриминационных условий путем снижения скорости предоставления доступа к сети интернет.

Spot обратился с запросом в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей. В антимонопольном органе подтвердили получение заявления Humans, которое сейчас рассматривается. Однако ведомство отказалось от дальнейших комментариев до завершения изучения ситуации.

До этого в социальных сетях распространилось письмо «Узбектелекома» от 27 марта 2024 года, подписанное заместителем председателя правления по финансовым вопросам Акрамом Тохтыяровым, с требованием к Humans погасить задолженность в 532 млрд сумов: из них 361,7 млрд сумов — дебиторская задолженность, 170,3 млрд сумов — пеня. Однако Spot не может подтвердить достоверность письма.

Ранее Spot писал, что Комитет по конкуренции обязал Ucell внести в оферту пункт о моральном вреде.