На этой неделе ключевые темы обсуждались в сферах туризма, транспорта и бизнеса. В еженедельной подборке Spot собрал самые важные статьи и новости, которые вы могли пропустить.
Туризм
Министерство инвестиций и Agalarov Development подписали соглашение о строительстве курорта Sea Breeze Uzbekistan на берегу Чарвака. Проект оценен в $5 млрд и предусматривает застройку 577 гектаров, из которых 100 будут освоены на первом этапе. Уже летом планируется начать строительство и провести коммуникации, а в будущем — соединить берега водохранилища мостом длиной 1100 метров. Курорт станет адаптацией одноименного проекта из Баку.
Тем временем в Сурхандарьинской области стартовало строительство туристического центра «Сангардак» стоимостью свыше 900 млрд сумов. Комплекс займет 615 гектаров и будет включать отели, рестораны, зоны отдыха и канатную дорогу. Это один из трех масштабных турпроектов региона, реализацию которых планируют завершить к 2027 году.
На курорте Amirsoy в ночь на 10 июня сгорел ресторан Alpina. Пожар охватил деревянное здание площадью 300 кв. м., но, к счастью, обошлось без пострадавших. Курорт пообещал восстановить ресторан к зимнему сезону, а остальные объекты работают в обычном режиме.
Также стало известно, что Кабмин продлил до конца 2025 года возможность получить субсидии на строительство и оснащение гостиниц. Инвесторы, открывшие отели минимум на 50 номеров до конца марта 2024 года, смогут подать заявки и получить компенсации от 40 до 65 млн сумов за каждый номер — в зависимости от категории.
Транспорт
С 10 июня товарно-сырьевая биржа Узбекистана сняла потолок цен на бензин АИ-80. Ранее ограничение в 5% от стартовой стоимости ввели в ноябре 2024 года, чтобы сдержать рост цен. Теперь Комитет по конкуренции распорядился отменить лимит, сославшись на необходимость обеспечения рыночного баланса.
Немецкий автопроизводитель Volkswagen объявил о начале крупноузловой сборки восьми моделей седанов и внедорожников в Узбекистане. Партнером выступает дочерняя компания Uzavtosanoat — Alyans Auto, ранее известная как Jizzakh Auto. Сборка будет налажена с поставками комплектующих из Китая. В компании рассчитывают, что логистическая близость и растущий интерес к немецким автомобилям среди среднего класса помогут эффективно развивать проект.
BYD анонсировала выведение на рынок Узбекистана своего премиального бренда Denza, разработанного совместно с Mercedes-Benz. Старт ожидается до конца 2025 года.
На пост генерального директора UzAuto Motors назначен Янош Ковач, входивший в набсовет компании с 2021 года. Он имеет многолетний опыт работы в крупных международных автоконцернах и ранее занимал руководящие должности в GM, Opel, VinFast и других компаниях.
В международном аэропорту Ташкента завершен первый этап реконструкции зала прилета. За счет выдвижения фасада здание расширили на 2100 кв. м. Внутри появилась зона для встречающих, расширена таможенная зона и установлена дополнительная багажная лента. Следующий этап реконструкции стартует уже завтра и продлится до конца года.
Также на неделе Узбекистан и Болгария договорились проработать запуск прямого авиасообщения между странами. В Софии планируется открыть офис Агентства миграции Узбекистана, а в обеих столицах — торговые дома.
Также на неделе из-за эскалации на Ближнем Востоке узбекистанские авиакомпании были вынуждены приостановить или изменить ряд рейсов. Временно отменены полеты в Израиль, скорректированы маршруты в Дубай и Шарм-эш-Шейх. Причиной стали удары Израиля по территории Ирана и закрытие воздушного пространства нескольких стран региона.
Национальный перевозчик Uzbekistan Airways и частные авиакомпании попросили пассажиров следить за обновлениями в расписании.
Воздушное пространство Ирана, Ирака, Сирии и Иордании временно закрыто.
Фото: скриншот с Flightradar24
Бизнес
Octobank потребовал взыскать с Humans более 500 млрд сумов за долги и убытки и приостановил операции по кобрендинговым картам Visa. Суд обязал Humans погасить задолженность, сумма не раскрывается. В ответ Humans готовит встречный иск и обвиняет банк и регуляторов в давлении.
Президент пообещал сохранить ставки налогов до 2028 года, а в рамках Совета иностранных инвесторов озвучены планы на новые инвестиции и реформы. Среди приоритетов — цифровизация, ESG и стандарты МСФО. Кроме того, с 1 июля стартует система эскроу-счетов в строительстве, что должно усилить защиту дольщиков.
События недели — «Нет, это другой маркет» и запрет на такси
На этой неделе между двумя крупными игроками узбекского e-commerce — Uzum Market и Yandex Market — вспыхнул публичный конфликт. Поводом стал рекламный ролик Yandex, в котором Uzum усмотрел отсылки к своему бренду и подал жалобу в антимонопольный орган.
В центре спора — видео, выпущенное вскоре после запуска платформы Yandex Market в Узбекистане. В ролике девушка в фиолетовой одежде говорит о скидке в 50%, затем герой с виноградом в руках (узум на узбекском — «виноград») спрашивает: «А, вы про этот маркет?» — «Нет, это другой маркет, Market Yandex Go», — звучит в ответ. В начале ролика название маркетплейса также не упоминается.
Uzum посчитал, что реклама вводит в заблуждение и играет на визуальных ассоциациях с брендом. Компания подала жалобу в Комитет по конкуренции, который возбудил дело против YandexGo UB по признакам недобросовестной конкуренции. Основанием стал 21-й пункт закона о конкуренции. Разбирательство продолжается, подробности пока не раскрываются.
Также на этой неделе в Узбекистане разгорелся скандал вокруг ограничений для таксистов: согласно новым правилам, водители могут работать только в регионе регистрации автомобиля и соседних областях. Это вызвало резкую критику со стороны общественности и политиков. В НДПУ заявили, что порядок нарушает Конституцию, ограничивая свободу трудовой деятельности и единство экономического пространства. Партия потребовала объяснений от министра транспорта Илхома Махкамова, которого пригласили на правительственный час в парламент.
Ограничения особенно затронули водителей из регионов, работающих в Ташкенте.
По данным Yandex Go, в мае 27% таксистов, выполнявших поездки в столице, были зарегистрированы в других областях. Это около 23 тысяч человек, которые теперь могут лишиться привычного дохода. В компании отметили, что средний заработок в Ташкенте на 30% выше, чем в регионах и выразили обеспокоенность социальными последствиями запрета.
Министр транспорта и само ведомство заявили, что постановление Кабмина от 2 апреля было неверно истолковано, и лицензия может быть выдана по выбору водителя, независимо от региона регистрации автомобиля. В Минтрансе подчеркнули, что главное требование — работа в пределах территории, указанной в лицензии, а регистрационный номер автомобиля не имеет значения. С начала действия нового порядка более 5 тыс. самозанятых получили лицензии на деятельность вне своего региона.
Статья недели
Teplo Store — проект, который начинался с уютных ярмарок в Ташкенте и вырос в полноценное пространство для локальных брендов. В 2024 году оборот магазина достиг $1 млн, а в апреле 2025 года в центре Лондона открылся первый международный поп-ап.
Основатели проекта Чарос и Тимур Камаловы рассказали Spot, как пришла идея открыть поп-ап-магазин в Сохо, с какими трудностями столкнулись при выходе на международный рынок, как формировали команду и где проще вести бизнес.
Цифра недели
В Узбекистане установлен новый рекорд на онлайн-аукционе по продаже «красивого» автономера — комбинация 10 777 ZZZ была продана за 1,56 млрд сумов ($122,2 тыс.).
Это в 8,3 раза выше начальной цены в 187,5 млн сумов. Победителем торгов стало юрлицо из Ташкентской области.
Торги длились с 5 по 13 июня. В УзРТСБ подтвердили Spot, что сделка прошла на их площадке. Для завершения покупки необходимо оплатить сумму в течение пяти рабочих дней и оформить номер в ГУБДД за 30 дней.
Предыдущий рекорд был установлен в декабре 2024 года — 965,3 млн сумов. До этого самым дорогим считался номер, проданный за 551,3 млн сумов.