Рынок онлайн-образования в Узбекистане переживает стремительный рост. В 2024 году его объем достиг как минимум 126 млрд сумов, что на 94% больше, чем в предыдущем году, следует из нового рейтинга Smart Ranking. Spot публикует результаты исследования, а также мнения представителей edtech-индустрии по ключевым аспектам.
Основу рынка составляют 35 крупнейших edtech-компаний, суммарная выручка которых составила 118 млрд сумов. Рынок развивается за счет как местных игроков, так и выходцев из России и Казахстана.
Кто в лидерах
Первое место в рейтинге занимает российская платформа Lerna (входит в холдинг Skillbox). В Узбекистане ее выручка составила 28 млрд сумов — на 22% больше, чем в 2023 году. Основной спрос, по словам CEO Lerna Дмитрия Гавдура, формируется за счет нехватки IT-специалистов и растущего интереса к корпоративному обучению.
В отличие от России, где спрос на базовые IT-курсы падает, в Узбекистане сохраняется высокая востребованность программ для начинающих. В топе — Python и Frontend-разработка, тестирование, дизайн, маркетинг и работа с маркетплейсами.
Второе место занял узбекистанский стартап Mohirdev, увеличивший выручку почти в 4 раза — до 14,7 млрд сумов. Платформа работает с 2021 года и успела привлечь инвестиции от Pulse Group ($500 тыс.) и фонда AloqaVentures ($250 тыс.). В 2024 году стартап также получил $10 тыс. на конкурсе Startup Battle Connected.
Третье место — у онлайн-школы Leader School, которая запустилась в 2022 году. В 2024 году ее выручка выросла в 6 раз — до 12,3 млрд сумов.
Среди самых быстрорастущих проектов:
- Prep.uz — платформа для подготовки к экзаменам (+4400%);
- Qalan.kz — казахстанский тренажер по математике (+2600%);
- NextGen Academy (Бангладеш) — международная IT-школа (+2500%).
Лидеры по сегментам:
- ДПО и бизнес-образование остаются крупнейшим направлением — 47,7 млрд сумов (57% рынка);
- Детское онлайн-образование показало самый стремительный рост — на 1095% за год, до 33,6 млрд сумов;
- Разработка платформ заняла 27% рынка с 31,3 млрд сумов;
- Иностранные языки — 5,4 млрд сумов.
В 2024 году структура выручки на рынке онлайн-образования в Узбекистане изменилась по сравнению с предыдущим годом. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) осталось крупнейшим сегментом, но его доля снизилась с 50% в 2023 году до 40% в 2024-м.
Детское образование резко усилило позиции — с 4% до 28%, став вторым по объему сегментом. Разработка платформ и решений снизилась с 41% до 27%, уступив часть рынка детскому обучению. Изучение иностранных языков сохранило свою долю — 5%.
Таким образом, основной рост пришелся на детское образование, тогда как ДПО и платформы потеряли часть своей доли в общем объеме выручки.
Основные тренды
Одним из главных трендов стало стремительное развитие детского образования. Спрос на курсы для школьников и дошкольников резко вырос благодаря растущему интересу родителей к обучению программированию и цифровым навыкам. Это направление стало вторым по объему выручки и опережает остальные сегменты по темпам роста.
Второй важный тренд — всплеск инвестиций: edtech второй год подряд входит в число лидеров по количеству венчурных сделок, чему способствует государственная поддержка — через технопарки, налоговые льготы и запуск акселерационных программ. Ведущие узбекистанские платформы, такие как Mohirdev и Osnova, регулярно получают инвестиции, включая от местных бизнес-ангелов и венчурных фондов.
Еще одна особенность узбекского рынка — массовое использование Telegram как основной платформы для онлайн-курсов. Мессенджер, которым пользуется более 70% населения страны, стал удобным инструментом не только для общения, но и для проведения занятий: через него проходят уроки, рассылаются задания и даже тесты. Это решение помогает преодолеть цифровой барьер для пользователей, которые с трудом осваивают специальные образовательные платформы.
«Активное использование Telegram в edtech — уникальная особенность узбекского рынка. Мессенджер давно популярен среди населения Узбекистана и является одним из основных каналов коммуникации и потребления контента», — подтвердил Александр Кардаш, сооснователь консалтинговой компании Gafurov, Kardash & Partners, выступавшей партнером исследования.
Рынок также растет за счет экспансии иностранных компаний. Лидерами по выручке остаются российские платформы, прежде всего Lerna, а также игроки из Казахстана, такие как Qalan. Однако при этом доля местных проектов пока сохраняет лидерство — более 50% суммарной выручки.
«Таниш-билиш» в edtech
Эксперты Smart Rating также отмечают, что большинство пользователей в Узбекистане предпочитают «выбирать знакомое».
В Узбекистане образовательные курсы нередко продаются через раскрученных блогеров, известных персон, которые проводят обучение в Telegram. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, несмотря на рост цифровизации, в сознании многих пользователей сохраняется представление, что обучение — это обязательно офлайн-процесс с классом, преподавателем и личным контактом. Во-вторых, большую роль играют культурные особенности: в стране большее значение придается личным отношениям.
Бизнес часто строится через рекомендации и доверительные связи, а известные блогеры воспринимаются как «свои» — людям проще доверять знакомым, чем незнакомым брендам. Даже если преподаватель профессионален, его сложнее продать широкой аудитории, если он неизвестен.
Представители платформы профессионального образования «Основа» отмечают, что есть запрос на обучение на узбекском языке. «Кейсы и локальные примеры важны для вовлечения и доверия аудитории. Кроме того, пользователи предпочитают смешанные форматы, с обратной связью», — отметил представитель компании.
Препятствия на пути роста
Несмотря на положительную динамику, у рынка остаются проблемы:
- недоверие к онлайн-обучению и предпочтение госдипломов;
- слабые IT-навыки у пользователей;
- низкая платежеспособность — при стоимости курсов до 12 млн сумов средний доход составляет около 2,1 млн сумов в месяц.
Кроме того, рассрочка на обучение пока доступна ограниченно. Это затрудняет покупку курсов и сдерживает спрос.
«Сейчас такая возможность есть, но одобряемость рассрочек на оплату обучения ужесточили. Это стало причиной, по которой люди не хотели покупать курсы, из-за чего сегмент дополнительного профессионального образования стагнировал в 2024 году», — отметил Фузаил Зоиров, сооснователь узбекского стартапа Digital Camp IT-Academy и Coddy Camp IT Academy.
Что будет дальше
Эксперты Smart Rating и игроки рынка прогнозируют взрывной рост в ближайшие 1−2 года, когда сформируются новые привычки и все больше узбекистанцев освоятся в онлайне. Это связано с тем, что все больше людей выходит в интернет, развивается IT-сфера, растет число фрилансеров и сотрудников на удаленке. Пользователи осваивают онлайн-форматы и формируют новые потребительские привычки, что стимулирует интерес к цифровому образованию.
Родители продолжают активно инвестировать в дополнительное образование детей как в способ обеспечить им лучшие карьерные перспективы. На фоне этого усиливается интерес к корпоративному обучению: компании готовы инвестировать в повышение квалификации своих сотрудников.
«Узбекистан идет по траектории других быстрорастущих edtech-рынков. Рост будет стремительным — отчасти за счет эффекта низкой базы», — резюмирует Александр Кардаш.
Жители Узбекистана также продолжают вкладываться в образование: по данным Госкомстата, расходы на образование в I квартале 2025 года выросли на 7,6% и составили 8,1 трлн сумов.
Дополнительный рост обеспечат выход на рынок крупных иностранных игроков и масштабирование локальных стартапов. Среди перспективных направлений, в которых будет активно развиваться edtech, — обучение в сфере ИИ, GreenTech, разработка игр и финтех-образование. В IT Park отмечают, что edtech уже входит в число самых востребованных направлений.