Согласно информации, появившейся в информационном пространстве в конце прошлой недели, финансовый холдинг Gojo & Company, Inc., принадлежащий крупным японским корпорациям, стал владельцем 9,8% акций одной из микрофинансовых организаций, действующих в Узбекистане — акционерного общества «Микрофинансовая организация Renesans». За дополнительно выпущенные акции холдинг заплатил в 8,6 раза больше их номинальной стоимости.
Учитывая, что предварительная оценка (due diligence) была проведена одной из компаний «большой четверки» — KPMG, можно сказать, что компания Gojo посылает участникам рынка два важных сигнала, приобретая все акции, выпущенные в рамках зарегистрированной в мае эмиссии.
Первое — это доверие к банковско-финансовому рынку Узбекистана и его будущему. По инициативе правительства и регулятора за последние 7−8 лет в целях совершенствования микрофинансового рынка и дальнейшего развития отрасли была введена в действие новая редакция закона «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности», принят ряд указов и постановлений президента Узбекистана, упрощены многие подзаконные акты, сфера либерализована в беспрецедентной степени. В результате, если на конец 2017 года количество микрофинансовых организаций составляло 30, то на сегодняшний день 124 микрофинансовые организации зарегистрированы в Центральном банке. Кроме того, активы микрофинансовых организаций за эти годы выросли более чем в 70 раз и по состоянию на 1 июня 2025 года составили 9,35 трлн сумов.
Второе — это доверие, оказанное местным кадрам. Компания на практике видит, что ее соотечественники тоже способны формировать компании, отвечающие стандартам, установленным «сертифицированными B-корпорациями».
Вместе с тем, данное соглашение следует рассматривать как результат планомерной работы, проведенной акционерами и руководством МФО Renesans. По словам лиц, осведомленных о сделке, уже в первом многообещающем 2017 году новой эры были разработаны и начали реализовываться долгосрочные планы развития компании.
Эта сделка важна как вложение в капитал компании с 18-летней историей на микрофинансовом рынке Узбекистана. Учитывая, что Renesans — акционерное общество с регулярно публикуемыми финансовыми показателями, сделку можно рассматривать как бенчмарк рыночной оценки микрофинансовых организаций в стране.
И Renesans, и Gojo делают акцент на предоставлении и развитии адаптированных и удобных микрофинансовых услуг для физических лиц в сельской местности, включая женщин-предпринимателей, а также для микро- и малого бизнеса. Это согласуется с усилиями правительства Узбекистана по поддержке малого бизнеса.
Ожидается, что выход на узбекский рынок Gojo & Company, Inc., специализирующегося на финансировании микро- и малого предпринимательства, придаст новый импульс увеличению финансирования микрофинансовыми организациями деятельности, приносящей доход.
На правах рекламы.