Узбекистан, Афганистан и Пакистан заключили рамочное межправительственное соглашение о разработке технико-экономического обоснования для проекта железной дороги от Термеза до Харлачи. Об этом сообщает пресс-служба «Узбекистон темир йуллари».

Документ был подписан в ходе встречи министров иностранных дел трех стран в Кабуле 17 июля. В церемонии участвовали узбекистанский министр транспорта Илхом Махкамов, пакистанский министр железных дорог Мухаммад Ханиф Аббаси и и.о. министра общественных работ во временном правительстве Афганистана Мухаммад Иса Сани.

Будущая железная дорога пройдет по маршруту Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи. Маршрут был согласован представителями трех стран-участниц проекта в Исламабаде в июле 2023 года.

Заказчиком работ, связанных с подготовкой ТЭО, выступит трехсторонний проектный офис стратегии развития международных транспортных коридоров при УТЙ. Он был учрежден в мае 2023 года в Ташкенте и имеет филиалы в Кабуле и Исламабаде.

Эксперты подготовили проект трехстороннего соглашения в целях исполнения договоренностей между Шавкатом Мирзиёевым и премьер-министром Пакистана Шахбазом Шарифом в феврале. К настоящему времени документ прошел внутригосударственное согласование.

Как ожидают в УТЙ, подписание документа поспособствует ускорению реализации проекта Трансафганской железнодорожной магистрали и созданию единого транспортного хаба. Инициатива также обеспечит углубление отношений между тремя странами.

Инициатива Трансафганской магистрали была выдвинута в 2018 году. Тогда проект с потенциалом перевозок в 20 млн тонн в год оценивали в $5 млрд.

«Узбекистон темир йуллари» поделилось расчетами «Боштранслойиха» по проекту в июле 2022 года. Институт привел ориентировочную стоимость железной дороги на уровне $4,6 млрд, а на строительство может уйти до 5 лет.

В декабре предыдущего года Пакистан оценил затраты на строительство магистрали в $8,2 млрд. Оценка министерства железных дорог превысила расчеты узбекистанской стороны почти на 80%.

Оссенью 2023 года стоимость проекта Трансафганской железной дороги была скорректирована до $7 млрд. Один из возможных вариантов реализации проекта — государственно-частное партнерство в формате Build — Operate — Transfer (строительство-эксплуатация-передача).

Ранее Spot писал, что Казахстан и Афганистан подписали меморандум по железной дороге Герат — Тургунди.