В Узбекистане предложили снизить налог на добавленную стоимость на сельскохозяйственную продукцию до 1%. Об этом 18 июля говорилось на открытом диалоге с представителями экспортеров плодоовощной продукции, организованном Торгово-промышленной палатой.
Председатель наблюдательного совета BMB Holding Бекзод Маматкулов заявил, что перед оформлением электронных актов закупки у фермеров необходимо подумать о себестоимости сельхозпродукции. Отметив, что на 1 июля экспортеры закупили продукцию на 2 трлн сумов, он указал на возможности для увеличения этой суммы до 20 и даже 200 трлн сумов.
«Мы закупаем около 90% сельхозпродукции официально, через банковские счета. Но признаюсь: оставшиеся 10% — за наличные, потому что иначе с фермерами работать невозможно. Мы переводим деньги, фермеры выращивают и доставляют продукцию. Но когда мы ее забираем, документы нам не дают. На 20 фермеров приходится один бухгалтер, которого потом приходится годами уговаривать оформить приход. Мы обращаемся в разные ведомства, чтобы помочь получить эти документы, но больше половины фермеров их просто не выдают. В итоге налоговая приходит и спрашивает: где остатки продукции? Это одна из самых острых проблем, и это нужно открыто признать», — подчеркнул он.
По его словам, самой большой нагрузкой в сельском хозяйстве является налог на добавленную стоимость в размере 12%. Маматкулов предложил снизить НДС до 1% на определенный период времени — на 2−3 года.
На вопрос председателя Торгово-промышленной палаты Даврона Вахабова о том, действует ли механизм возврата НДС для экспортеров, глава набсовета BMB Holding пояснил, что для этого необходимо получить подтверждающие документы от фермеров, которые они не выдают.
«Если я выращиваю сельхозпродукцию самостоятельно, с возвратом НДС проблем не возникает. Однако на практике большинство экспортеров закупают продукцию по всей стране. Мы заключаем контракт с фермером на поставку урожая, но чтобы получить право на зачет НДС, нужны официальные документы от поставщика. И здесь возникает главная проблема — фермеры эти документы часто просто не предоставляют», — поделился Маматкулов.
Даврон Вахабов отметил, что фермеры вынуждены уплачивать НДС в размере 12% от всего оборота, поскольку закупают товары за наличные и не могут воспользоваться правом на зачет налога.
Представитель BMB Holding подчеркнул, что проблема усугубляется нерентабельностью выращивания сельскохозяйственной продукции. Он привел в пример картофель и помидоры, чье выращивание является убыточным, в том числе из-за дефицита газа.
«На сегодняшний день у 99% фермеров нет НДС, и это ни для кого не секрет. Когда вводили ставку НДС 12% для сельхозпродукции, я сразу выступал против, потому что это только увеличило налоговую нагрузку на отрасль», — добавил предприниматель.
Глава ТПП пообещал рассмотреть вопрос с представителями Минэкономфина и Минсельхоза. Бекзод Маматкулов попросил выделить льготный период для налаживания бизнес-процессов в сфере сельского хозяйства, упомянув, что ставка НДС на сельхозпродукцию в Турции — 1%.
Ранее Spot писал, что экспортеры фруктов и овощей просят наладить железнодорожные перевозки в Европу.