Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата выступило против предложения Мурада Назарова отменить мораторий на вырубку зеленых насаждений и ввести вместо него «банки деревьев».
Бизнесмен выдвинул инициативу в ходе открытого диалога с застройщиками 17 июля, сославшись на неэффективность ограничений. По его словам, компании могут высаживать деревья взамен вырубаемых при строительстве и передавать их на баланс хокимиятов. На вопрос о том, будет ли система работать, Назаров ответил: «Все равно вырубают».
По данным Европейского агентства по окружающей среде, взрослое дерево поглощает 21 кг углекислого газа в год. Саженец не сможет заместить его по объему поглощения газов, влиянию на микроклимат или биоразнообразие «в течение десятилетий», подчеркнуло Минэкологии.
Отмечались связанные с «банками деревьев» риски спекуляций и коррупции. Ведомство сослалось на исследование Human Rights Watch о практике незаконной вырубки в Индонезии, а также об использовании компенсационных посадок для ее прикрытия.
Узбекистан из-за высокой доли пустынь и полупустынь (60% площади) имеет высокую уязвимость к климатическим изменениям, напомнили в Минэкологии. При этом средняя температура в Центральной Азии растет вдвое быстрее среднего глобального — на 1,5 градуса по Цельсию против 0,7 градусов за 30 лет.
Кроме того, в ведомстве выделили опыт ограничений на вырубку деревьев в развитых странах. Например, в Германии незаконная вырубка может повлечь штраф до €50 тыс.за дерево, а в Великобритании — до £20 тыс. и выше, либо тюремный срок.
В Казахстане Уголовный кодекс предусматривает за незаконную вырубку штраф до 160 минимальных расчетных показателей (629 120 тенге или $1180) либо до 40 суток ареста. В России сумма штрафа составит до 1 млн рублей ($12 770), а при значительном объеме вырубки нарушитель может получить до 4 лет лишения свободы.
Для сравнения, сейчас в Узбекистане штраф за вырубку деревьев для граждан составляет 25−50 БРВ (9,375−18,75 млн сумов), для должностных лиц — 50−75 БРВ (18,75−28,125 млн сумов). (Административный арест до 15 суток предусмотрен только за повторное нарушение, а уголовная ответственность — при крупном ущербе — прим. Spot.)
«В этой связи сохранение и усиление моратория представляется важнейшей мерой экологической устойчивости в условиях растущего климатического давления», — заявили в Минэкологии.
Также ведомство напомнило об обязательном озеленении вокруг вновь возводимых зданиий и сооружений, введенном указом президента в ноябре 2023 года. Для прохождения приемки минимум 25% прилегающей территории должно быть покрыто зелеными насаждениями.
Наряду с этим Минэкологии указало на «циничную изобретательность» застройщиков при попытках обойти экологическое законодательство. Некоторые из них используют химикаты для искусственного высушивания деревьев, чтобы добиться разрешения на рубку.
Особое внимание в министерстве обратили на слова Назарова о вырубке деревьев «всяческими путями». Ведомство призвало правоохранительные органы провести «вестороннюю проверку» подходов к вырубке, применяемых предпринимателем.
«Надеемся, что результаты данного изучения позволят получить соответствующие выводы о его предыдущей деятельности», — отмечается в комментарии.
В заключение Минэкологии со ссылкой на «мировую практику» выделило важность сохранения существующих зеленых насаждений для устойчивого строительства. Ведомство заявило о готовности «к конструктивному диалогу, но не к пересмотру принципиальных основ государственной экологической политики».
Ранее Spot писал, что Всемирный банк выделит Узбекистану $153 млн на восстановление лесов.