Заместитель министра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев в интервью телеканалу O’zbekiston 24 рассказал о подробностях проекта строительства Трансафганской железной дороги.

Замглавы Минтранса назвал Трансафганский коридор «втором большим стратегическим проектом», который Узбекистан выдвинул на мировой арене, отметив успешное начало строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

«Подписание соглашения о разработке технико-экономического обоснования является первым и очень важным шагом. Мы к этому давно стремились и готовились. Подписание рамочного соглашения позволит всем сторонам перейти к практическим шагам. Это детальная разработка ТЭО, изучение земли и геологии, трассировка, экономический и финансовый анализ. Это также даст возможность показать и обосновать проект не только для себя, но для всего мирового сообщества», — заявил чиновник.

Несмотря на доступ к портам Ирана, Черного моря и других направлений, самым коротким маршрутом к морю для Узбекистана остается Трансафганский коридор с выходом на порты Карачи. На первом этапе новая железная дорога сможет перевозить около 3 млн тонн грузов в год. В Минтрансе прогнозируют, что к 2035−2040 годам объем перевозок вырастет до 15−20 млн тонн.

Замминистра допустил, что предварительные данные могут быть превзойдены, так как Трансафганский коридор позволит соединить Узбекистан с потенциальными рынками сбыта.

«Договоренность с нашими партнерами, которые согласились инвестировать и совместно разработать ТЭО, — это большой шаг. После подписания договора мы уже начали получать отзывы, комментарии и телефонные звонки. Уже наблюдается интерес не только к самому проекту, а к его совместному развитию. Я думаю, что после того, как мы закончим ТЭО, у нас будут конкретные данные по результатам, ожиданиям и прогнозам. Тогда мы сможем выдвигать этот проект на мировой арене и привлекать партнеров», — отметил Жасурбек Чориев.

Ожидаемый срок реализации проекта строительства Трансафганской железной дороги составит 5 лет.

17 июля Узбекистан, Афганистан и Пакистан заключили рамочное межправительственное соглашение о разработке технико-экономического обоснования для проекта железной дороги от Термеза до Харлачи. Будущая железная дорога пройдет по маршруту Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи.

Заказчиком работ, связанных с подготовкой ТЭО, выступит трехсторонний проектный офис стратегии развития международных транспортных коридоров при «Узбекистон темир йуллари». Подписание документа поспособствует ускорению реализации проекта Трансафганской железнодорожной магистрали и созданию единого транспортного хаба.

Трансафганская железная дорога

Инициатива Трансафганской магистрали была выдвинута в 2018 году. Тогда проект с потенциалом перевозок в 20 млн тонн в год оценивали в $5 млрд.

«Узбекистон темир йуллари» поделилось расчетами «Боштранслойиха» по проекту в июле 2022 года. Институт привел ориентировочную стоимость железной дороги на уровне $4,6 млрд, а на строительство может уйти до 5 лет.

В декабре предыдущего года Пакистан оценил затраты на строительство магистрали в $8,2 млрд. Оценка министерства железных дорог превысила расчеты узбекистанской стороны почти на 80%.

Осенью 2023 года стоимость проекта Трансафганской железной дороги была скорректирована до $7 млрд. Один из возможных вариантов реализации проекта — государственно-частное партнерство в формате Build — Operate — Transfer (строительство-эксплуатация-передача).

Ранее Spot писал, что Air China запустила прямые регулярные рейсы Пекин — Ташкент.