В октябре прошлого года президент Шавкат Мирзиёев утвердил Программу цифровых стартапов.
Она включает поддержку стартапов по нескольким основным направлениям:
- компенсация расходов на акселерацию (до $20 тыс.);
- инвестиции до $100 тыс. при привлечении средств от зарубежных фондов;
- финансовый займ до 300 млн сумов без залога;
- компенсация расходов на патенты и товарные знаки.
Цель программы — помочь стартапам пройти путь от идеи и первых прототипов с минимальными ресурсами до международной экспансии. Принять в ней участие могут компании, зарегистрированные в Узбекистане, работающие от 6 месяцев до 7 лет с совокупным годовым доходом не более 10 млрд сумов.
В программе государство выступает не только как регулятор, но и как партнер — инвестирует, компенсирует расходы, помогает выйти на международный рынок и защитить интеллектуальную собственность.
Чтобы стать участником Digital Startups Program, нужно зарегистрировать стартап на платформе startupbase.uz. Заявки по каждому направлению программы рассматриваются в течение 15 рабочих дней: 5 дней проверяется правильность оформления и соответствие документов, 10 дней экспертная комиссия принимает решение.
Spot совместно с директором по развитию стартапов и инвестиций IT Park Эльёром Максудовым разобрался, какие документы и куда нужно подавать, чтобы получить финансирование или компенсацию, и как долго рассматривается заявка.
Компенсация расходов на акселерацию
Если стартап прошел международную акселерационную программу или бизнес-курс, государство может возместить до 50% расходов, но не более $20 тыс.
Курс должен соответствовать профилю деятельности стартапа, отражать современные инновационные тенденции, проводиться опытными преподавателями и иметь обоснованную стоимость.
Стартапы могут получить компенсацию следующих расходов:
регистрационный взнос за участие в программе акселерации;
авиаперелет (в эконом-классе);
- проживание (отели, Airbnb и аналогичные сервисы при наличии чека).
Как подать заявку. После завершения программы акселерации или курсов нужно заполнить форму на сайте startupbase.uz и приложить следующие документы:
- сертификат об участии;
- документы, подтверждающие расходы — авиабилеты, чек из отеля, квитанция об оплате курса и др.
Если из одного стартапа в акселерации принимали участие несколько человек, можно компенсировать расходы каждого. Но общая сумма компенсации не должна превышать $20 тыс.
После одобрения заявки деньги перечислят на банковский счет в течение 10 дней.
Программа «1+1»
Если стартап получил инвестиции от иностранного венчурного фонда с активами от $50 млн, государство вложит такую же сумму, но не более $100 тыс.
Для получения инвестиций нужно через платформу startupbase.uz предоставить следующие документы:
- информация о венчурном фонде;
- подтверждение получения инвестиций от иностранного фонда (например, банковский перевод);
- копия инвестиционного соглашения;
- документы, подтверждающие, что фонд управляет активами более $50 млн.
При одобрении инвестиции предоставит IT Park Ventures. Он получает право на долю в уставном капитале стартапа на тех же условиях, что и международный фонд (или скорректированных, после внутренней оценки). Для этого заключается инвестиционное соглашение, а средства перечисляются на счет стартапа в течение 5 рабочих дней после его подписания.
В числе прочего основанием для отказа может стать использование ранее полученных инвестиций не по назначению.
Стартап может получать соинвестиции несколько раз, если снова проходит отбор и привлекает инвестиции от международного фонда. Для каждого случая нужно подать новую заявку и подписать отдельный договор.
Займ без залога
Начинающие стартапы могут получить финансовый займ от IT Park Ventures без продажи доли.
Условия:
— до 300 млн сумов;
— ставка: базовая ставка ЦБ + 4% годовых (18%);
— срок: от 6 месяцев до 3 лет.
Кто может получить — стартап, прошедший этап валидации идеи. Проект должен быть масштабируемый и ориентирован на глобальный рынок, целевая аудитория не должна быть ограничена локальным контекстом. Модель монетизации должна быть универсальная для разных рынков. Кроме того, стартап должен обладать технологическим преимуществом — уникальной технологией, ноу-хау или собственной разработкой с потенциалом защиты.
При выдаче займа оценивается и низкий порог входа в другие страны: возможность быстро масштабироваться через цифровые каналы и потенциальный интерес инвесторов. Модель должна быть понятна международным фондам и соответствовать венчурной логике роста. Важно, чтобы стартап мог показать реальные показатели: как растет число пользователей или выручка, сколько в среднем приносит один клиент за все время, во сколько обходится привлечение новых клиентов, сколько людей продолжают пользоваться продуктом со временем, а также какой доход проект получает на ежемесячной или годовой основе.
Как подать заявку. Для получения заемных средств нужно на платформе startupbase.uz заполнить форму и приложить к ней следующие документы и сведения:
- цель получения заемных средств;
- регистрация юридического лица;
- бухгалтерская отчетность (включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, а также налоговые декларации);
- подробный бизнес-план с анализом рынка, прогнозом доходности и оценкой рисков;
- учредительные документы;
- решение учредителей стартапа о намерении получить заемные средства.
Первичная оценка заявки, ее рассмотрение и принятие решения о финансировании осуществляются IT Park Ventures на основании результатов скоринга.
Займ можно потратить на разработку MVP и новых фичей, запуск, маркетинг, масштабирование и другие бизнес-цели.
Компенсация патентов и товарных знаков
Регистрация интеллектуальной собственности — важный шаг для защиты идеи или технологии, особенно перед выходом на внешний рынок.
Программа полностью возмещает затраты на госпошлины за регистрацию изобретений, полезных моделей, товарных знаков и услуги патентных поверенных. Получить компенсацию можно, как при регистрации товарного знака в Узбекистане, так и за рубежом.
Как подать заявку. На сайте startupbase.uz нужно предоставить все подтверждающие документы: копии заявок и свидетельств, финансовые документы (счета, квитанции) и объяснительное письмо с целью патентования.
Тип регистрации (в Узбекистане или за рубежом) не ограничен напрямую, однако компенсация предоставляется за фактически понесенные расходы, при условии, что они подтверждены и соответствуют требованиям.
После одобрения заявки средства на счет заявителя в банке поступят в течение 5 дней.
В результате заявитель получает юридическую защиту своих решений, повышает доверие инвесторов и упрощает выход на другие рынки.