Шавкат Мирзиёев выступил на конференции ООН по развивающимся странам без выхода к морю в туркменской Авазе. Текст речи приводит пресс-служба президента.

Глава Узбекистана отметил проблемы для экономики страны, связанные с удаленностью от портов. Речь идет о высоких тарифах, зависимости от таможенной и транзитной политики других стран, а также ограниченной пропускной способности транспортных коридоров.

По данным Всемирного банка, Центральная Азия теряет до 2% ВВП ежегодно из-за транспортных издержек и нестабильности транзита. Логистические затраты достигают до 60% стоимости товаров, превышая мировой уровень в разы.

Обеспечение для стран, не имеющих выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике на равных условиях — «вопрос справедливости», указал президент. Для этого требуется выполнить три условия:

  • модернизация инфраструктуры;
  • усиление взаимосвязанности и предотвращение транзитных проблем;
  • реализация «права на развитие».

Мирзиёев отметил шаги по формированию в Центральной Азии единого логистического пространства и созданию транзитного хаба, а также рост взаимной торговли в 4,5 раза. Он указал на увеличение грузопотока по коридору Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция и начало строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Также президент выдвинул серию инициатив для выработки «конкретных, практических и институционально обеспеченных решений». В первую очередь подчеркивалась необходимость опережающего развития международных коридоров и инфраструктуры для них.

В частности, Ташкент выступает за ускорение работ по проекту железной дороги Узбекистан — Афганистан — Пакистан. Его сопряжение со строящейся веткой через Кыргызстан позволит сформировать новое торгово-экономическое пространство, отметил президент.

Кроме того, он выделил в качестве приоритета развитие Срединного коридора. Для его полного развития президент призвал разработать согласованную транзитную политику и единые правила, а также внедрить оптимальные тарифы для контейнерных перевозок.

Мирзиёев предложил разработать под эгидой ООН соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю. Ожидается, что это обеспечит справедливый доступ к портам и коммуникациям, снизит риски для перевозок и сократит неравенство в логистике.

Еще одно предложение — учредить под эгидой ООН фонд содействия логистической интеграции стран без выхода к морю и привлечь в него ресурсы стран-доноров, институтов развития и глобальных программ. Потребность стран Центральной Азии в инвестициях в развитие транспорта оценивается в $40 млрд в год, указал глава государства.

Помимо этого, президент назвал «принципиально важным» создание в Узбекистане инновационного хаба для развития агросектора. Оно должно послужить внедрению адаптивных технологий, в том числе в водосбережении.

Узбекистан также предложил разработать индекс уязвимости для стран без выхода к морю с учетом «справедливой оценки конкурентоспособности и делового климата». Он позволит объективно установить ограничения транзитных возможностей для расширения финансово-технических программ.

Ранее Spot писал, что Шри-Ланка предложила Узбекистану использовать свои морские порты для экспорта товаров.