Шавкат Мирзиёев выступил на конференции ООН по развивающимся странам без выхода к морю в туркменской Авазе. Текст речи приводит пресс-служба президента.
Глава Узбекистана отметил проблемы для экономики страны, связанные с удаленностью от портов. Речь идет о высоких тарифах, зависимости от таможенной и транзитной политики других стран, а также ограниченной пропускной способности транспортных коридоров.
По данным Всемирного банка, Центральная Азия теряет до 2% ВВП ежегодно из-за транспортных издержек и нестабильности транзита. Логистические затраты достигают до 60% стоимости товаров, превышая мировой уровень в разы.
Обеспечение для стран, не имеющих выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике на равных условиях — «вопрос справедливости», указал президент. Для этого требуется выполнить три условия:
- модернизация инфраструктуры;
- усиление взаимосвязанности и предотвращение транзитных проблем;
- реализация «права на развитие».
Мирзиёев отметил шаги по формированию в Центральной Азии единого логистического пространства и созданию транзитного хаба, а также рост взаимной торговли в 4,5 раза. Он указал на увеличение грузопотока по коридору Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция и начало строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Также президент выдвинул серию инициатив для выработки «конкретных, практических и институционально обеспеченных решений». В первую очередь подчеркивалась необходимость опережающего развития международных коридоров и инфраструктуры для них.
В частности, Ташкент выступает за ускорение работ по проекту железной дороги Узбекистан — Афганистан — Пакистан. Его сопряжение со строящейся веткой через Кыргызстан позволит сформировать новое торгово-экономическое пространство, отметил президент.
Кроме того, он выделил в качестве приоритета развитие Срединного коридора. Для его полного развития президент призвал разработать согласованную транзитную политику и единые правила, а также внедрить оптимальные тарифы для контейнерных перевозок.
Мирзиёев предложил разработать под эгидой ООН соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю. Ожидается, что это обеспечит справедливый доступ к портам и коммуникациям, снизит риски для перевозок и сократит неравенство в логистике.
Еще одно предложение — учредить под эгидой ООН фонд содействия логистической интеграции стран без выхода к морю и привлечь в него ресурсы стран-доноров, институтов развития и глобальных программ. Потребность стран Центральной Азии в инвестициях в развитие транспорта оценивается в $40 млрд в год, указал глава государства.
Помимо этого, президент назвал «принципиально важным» создание в Узбекистане инновационного хаба для развития агросектора. Оно должно послужить внедрению адаптивных технологий, в том числе в водосбережении.
Узбекистан также предложил разработать индекс уязвимости для стран без выхода к морю с учетом «справедливой оценки конкурентоспособности и делового климата». Он позволит объективно установить ограничения транзитных возможностей для расширения финансово-технических программ.
Ранее Spot писал, что Шри-Ланка предложила Узбекистану использовать свои морские порты для экспорта товаров.