«АвтоВАЗ» планирует запустить сборку автомобилей в Кыргызстане с местным партнером, сообщила пресс-служба инвестиционного фонда Central Asia Capital.

Инвестфонд Central Asia Capital представил проект по созданию первого национального автозавода в Кыргызстане, где будет производиться автомобиль «Muras». Инициатором проекта стал инвестфонд, а технологическим партнером выступил российский «АвтоВАЗ».

"Ведомости" со ссылкой на представителя инвестфонда пишут, что общий объем инвестиций в проект составит $30 млн. Проект будет финансироваться за счет собственных средств Central Asia Capital и привлеченных через выпуск облигаций.

Проект рассчитан на 10 лет и реализуется в три этапа:

  • 2026−2030 годы — крупноузловая сборка, выпуск до 1500 автомобилей в год;
  • 2031−2035 годы — среднеузловая сборка, расширение модельного ряда, выпуск до 5000 автомобилей в год;
  • после 2035 года — полный производственный цикл, производство свыше 7000 автомобилей ежегодно.

Завод «Muras» будет выпускать популярные модели легковых автомобилей «АвтоВАЗа» (Granta, Vesta, Largus, Niva, Iskra), коммерческий транспорт и специальные модели для медицины и социальной сферы.

Базовая цена автомобиля составит $10 400 с возможным снижением на 15% в первые три года благодаря поддержке России через налоговые льготы, земельные участки и программы лизинга для кыргызстанских автомобилей.

По данным Central Asia Capital, к 2035 году проект принесет до 1% ВВП Кыргызстана, создаст до 12 000 новых рабочих мест, обеспечит налоговые поступления на 500 млн сомов ежегодно ($5,72 млн) и снизит зависимость от импорта. В 2031 году планируется экспортировать до 3000 автомобилей ежегодно в страны Центральной Азии и Балкан.

В апреле стало известно, что российский «АвтоВАЗ» может наладить сборку автомобилей в Узбекистане под местным брендом. При готовности узбекистанских партнеров это может произойти в 2025 году.

«Сейчас мы нацелены на возобновление сотрудничества с нашими успешными партнерами, в том числе по реализации не только простой продажи нашей продукции в формате экспорта, так сказать, готовых автомобилей, но и поэтапной локализации наших продуктов и даже, возможно, выпуска этой продукции под местным локальным узбекским брендом», — сказал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов.

По его словам, для первого этапа реализации сборки «АвтоВАЗ» рассматривает модель автомобилей Lada Largus. Проект находится в активной стадии проработки, уточнил Максим Соколов. Для реализации сборки автомобилей «АвтоВАЗ» допускает на первом этапе как «более глубокую локализацию автомобилей Largus», так и формат крупноузловой сборки (SKD).

Lada в Узбекистане

Крупноузловая сборка (SKD) Lada в Узбекистане стартовала в октябре 2021 года. На заводе ADM Jizzakh компании Roodell для местного рынка выпускались три модели — Vesta, Largus, XRay.

В июне 2022 года сообщалось, что Roodell готовилась к запуску полного цикла производства Lada. На территории завода шло строительство новых помещений для цехов, где предполагалось выпускать новые модели.

В апреле 2023 года президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов рассказал о планах наладить в Узбекистане выпуск новой модели Lada Vesta. Концерн планировал выпускать на джизакской площадке до 30 тыс. машин ежегодно.

В сентябре того же года Управление контроля за иностранными активами Минфина США включило «АвтоВАЗ» в санкционный список (SDN-лист).

Прошлой весной директор по экспорту «АвтоВАЗ» Илья Савинов рассказал Spot о планах по возвращению на местный рынок. Компания ведет переговоры с местными партнерами и планирует локализацию производства Lada.

В июле 2024 года возобновилось производство автомобилей Lada в Узбекистане. Согласно Агентству статистики, за месяц было выпущено шесть машин. Однако с августа выпуск машин Lada был приостановлен.

В сентябре прошлого года глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил о готовности возобновить проекты в Узбекистане, добавив, что «они буксуют». По его словам, предложения автопроизводителя направлены, а вопросы обсуждаются на самом высоком политическом уровне.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане дистрибьюторам и дилерам разрешат обмен подержанных автомобилей.