Первый заместитель директора Агентства стратегических реформ при президенте Абдулла Абдукадиров ответил на вопрос корреспондента Spot о том, является ли нынешний курс доллара в Узбекистане рыночным.
«По моим ощущениям, курс доллара нерыночный. Если смотреть на то, чем поддерживается этот курс, 38% экспорта поступает от поставок золота. Значит, продажа золота идет на поддержание курса… Но, значит, это не совсем рыночный курс. Это косвенный сигнал о том, что страна активно использует поступления от золота на поддержание обменного курса. Спрос и предложение на рынке в большей степени покрываются продажей золота. Вот это говорит о том, что это не совсем рыночные методы», — заявил он.
Абдукадиров признал, что на обменном курсе валют отражается падение покупательной стоимости доллара на мировом рынке, но к другим валютам он падает сильнее, чем к узбекскому суму.
Кроме того, он указал на стабильность обменного курса на протяжении длительного времени, отметив, что создается впечатление, что спрос и предложение на валюту не меняются, добавив, что это не так.
За первые восемь месяцев 2025 года национальная валюта укрепилась к доллару на 3,39% или на 438 сумов.
Экономисты расходятся в оценках причин укрепления сума. Юлий Юсупов связывает это с падением доллара из-за политики президента США Дональда Трампа, в то время как Миркомил Холбоев также указывает на внутренние факторы Узбекистана.
Директор Kap Depo Фаррух Ходжаев объяснил укрепление сума как «краткосрочную коррекцию». В текущих условиях он считает «более целесообразной стратегией» для частных инвесторов покупать доллар, а не продавать.
Экономист Отабек Бакиров считает, что на укрепление сума влияют как падение доллара, так и дополнительный приток валюты. Другой фактор — искусственное ограничение импорта в Узбекистан.
Ранее Spot писал, что курс доллара снизился до минимума с ноября 2023 года — 12 254 сума.