Центральный банк опроверг связь роста цен на золото с укреплением узбекского сума к доллару. Об этом 19 сентября на медиа-диалоге сообщил руководитель Департамента по управлению международными резервами регулятора Санжар Валиев, передает корреспондент Spot.
«Корреляции [между подорожанием золота и курсом доллара] нет, так как золотовалютные резервы формируются в иностранной валюте. Нет никакой связи с сумом. В публикуемой статистике объем резервов отражается в долларах США. Здесь нет участия сума», — отметил Санжар Валиев.
С начала 2025 года Узбекистан продал золото на рекордную сумму. В прошлом месяце поставки драгметалла составили $836 млн, а январе-августе — $8,42 млрд (рост на 68,9% год к году). В результате экспорт за восемь месяцев превысил исторический максимум, установленный в 2023 году ($8,15 млрд).
Первый заместитель директора Агентства стратегических реформ при президенте Абдулла Абдукадиров ответил на вопрос корреспондента Spot о том, является ли нынешний курс доллара в Узбекистане рыночным.
«По моим ощущениям, курс доллара нерыночный. Если смотреть на то, чем поддерживается этот курс, 38% экспорта поступает от поставок золота. Значит, продажа золота идет на поддержание курса… Но, значит, это не совсем рыночный курс. Это косвенный сигнал о том, что страна активно использует поступления от золота на поддержание обменного курса. Спрос и предложение на рынке в большей степени покрываются продажей золота. Вот это говорит о том, что это не совсем рыночные методы», — заявил он.
Абдукадиров признал, что на обменном курсе валют отражается падение покупательной стоимости доллара на мировом рынке, но к другим валютам он падает сильнее, чем к узбекскому суму.
Кроме того, он указал на стабильность обменного курса на протяжении длительного времени, отметив, что создается впечатление, что спрос и предложение на валюту не меняются, добавив, что это не так.
Почему доллар дешевеет?
Экономист Юлий Юсупов в своем Telegram-канале подчеркнул, что курс сума не растет, а Центральный банк специально не завышает национальную валюту. По его мнению, речь идет о падении доллара из-за непредсказуемой политики Дональда Трампа — не только к суму, но и относительно других валют: с начала года к суму — на 4,8%, евро — на 11,3%, рублю — на 29,3%, фунту стерлингов — на 7,5%, йене — на 6,7%.
В качестве другого довода он приводит падение курса сума по отношению к другим ключевым валютам, помимо доллара и китайского юаня. С 1 января по 26 августа нацвалюта подешевела к евро на 7,1%, фунту стерлингов — на 2,6%, рублю — на 17,2%, к йене — 1,8%, швейцарскому франку — на 6,8%.
Однако экономист Миркомил Холбоев не согласен с позицией, объясняющей укрепление сума к доллару только девальвацией американской валюты. Он считает, что фактор падения доллара доминировал в январе-апреле, но в последующие месяцы влияние на курс также оказали внутренние и специфические для Узбекистана факторы.
Директор Kap Depo Фаррух Ходжаев назвал ослабление доллара к суму «краткосрочной коррекцией», отметив характерность подобных колебаний для развивающихся рынков. По его мнению, в долгосрочной перспективе курс будет определяться следующими факторами: уровень инфляции, состояние внешнеторгового баланса и денежно-кредитная политика ЦБ.
Сейчас на курс валюты влияют:
- сезонный приток валюты от экспорта, туризм и денежных переводов;
- рост мировых цен на золото и активный экспорт золота;
- ослабление доллара на международных рынках;
- размещение евробондов Узбекистана;
- сезонное снижение импорта;
- валютные интервенции Центрального банка.
В текущих условиях Фаррух Ходжаев считает «более целесообразной стратегией» для частных инвесторов покупать доллар, а не продавать.
Экономист Отабек Бакиров в разговоре со Spot согласился с тем, что на укрепление сума влияют как падение доллара, так и дополнительный приток валюты в страну. Кроме того, в качестве еще одного фактора он привел искусственное ограничение импорта в Узбекистан.
Ранее Spot писал, что официальный курс доллара второй раз за месяц упал ниже 12 260 сумов.