На этой неделе ключевые темы обсуждались в сферах экономики, транспорта и атомной энергетики. В еженедельной подборке Spot собрал самые важные статьи и новости, которые вы могли пропустить.
Экономика
Президент рассмотрел предложения по развитию в Узбекистане искусственного интеллекта и его внедрению в экономику и социальную сферу. На эти цели будет выделено $50 млн.
Также подготовлен пакет из 86 приоритетных ИИ-проектов в медицине, экологии, финансовом и других секторах. В рамках программы One Million AI Leaders планируется подготовить 1 млн специалистов до 2027 года.
Президент подписал указ о введении с 2026 года специального налогового режима для иностранцев. Доходы иностранных граждан, поступающие из-за рубежа, будут освобождены от НДФЛ. Для этого им потребуется уплатить сбор в $50 тыс. и завести счет в специально уполномоченном банке или кошелек на криптобирже.
Также изменится порядок признания налоговым резидентом Узбекистана. Для этого будет достаточно арендовать недвижимость и находиться в стране 30 дней в году.
Для майнинга в Каракалпакстане введут льготный тариф на электричество, сообщил первый замдиректора НАПП Вячеслав Пак.
Депутаты Законодательной палаты с третьей попытки приняли проект закона о борьбе с шумом. До этого его два раза возвращали на доработку после второго чтения: в августе 2024 года и сентябре 2025 года.
В частности, планируется ограничить время для шумных работ в многоэтажных домах, увеличить штрафы и ввести судебные компенсации за шумовое воздействие, а также обозначить ограничения на работу шумных заведений. Закон ожидает одобрения Сенатом и подписи президента.
НАПП и Meta обсудили перспективы открытия представительства в Узбекистане. Стороны также рассмотрели развитие сотрудничества в сфере предотвращения мошенничества при продвижении и размещении рекламы на платформах компании, а также вопросы монетизации контента и поддержки создателей цифрового контента в стране.
В Sea Breeze Uzbekistan заявили, что на данный момент на территории будущего всесезонного курорта на берегу Чарвакского водохранилища ведутся подготовительные работы — в частности, проводится очистка участка и вывоз мусора.
«Что касается экологической экспертизы, данный процесс пока не завершен, мы ожидаем ее результатов и открыты для любых запросов от Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан», — рассказали Spot в компании.
На днях президент азербайджанской компании Agalarov Development Эмин Агаларов прокомментировал ход реализации проекта Sea Breeze Uzbekistan на Чарваке. По его словам, компании все еще предстоит защитить проект с точки зрения экологии и убедить в том, что сточные воды не будут сливаться.
В Узбекистане планируется ввести экспортную пошлину на медную проволоку. Инициативу выдвинули крупные производители меди, чтобы стимулировать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Президент поддержал идею, сообщил глава Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов.
«Некоторые субъекты предпринимательства экспортируют продукцию в виде простой медной проволоки. В свою очередь, это наносит ущерб имиджу наших производителей меди на мировом рынке», — отметил он.
С начала года 71 тыс. тонн медной продукции было реализовано со скидкой в 4% от рыночной цены. Более половины из них пошло на экспорт в виде проволоки, из-за чего крупные предприятия не могут работать на полную мощность.
В то же время глава государства одобрил продление скидок на медь до 2028 года при условии 100% оплаты продукции у АГМК. Покупателям меди на товарно-сырьевой бирже выделят $100 млн.
Кабинет министров запустил субсидии на изучение иностранных языков по схеме «2+6». Заявитель оплачивает два месяца обучения самостоятельно, а государство покрывает следующие полгода.
Максимальная субсидия в Ташкенте — 824 тыс. сумов в месяц, в областных центрах — 618 тыс., в других городах — 412 тыс. сумов.
Агентство по делам молодежи выделит 20 тыс. субсидий в 2025—2026 годах, затем по 20 тыс. ежегодно до 2031 года. При исчерпании лимита субсидий выделение новых выплат приостанавливается до начала следующего года.
Национального оператора почтовой связи UzPost (O'zbekiston pochtasi) приватизировали, сообщил экономист Отабек Бакиров со ссылкой на «различные независимые источники». По его словам, покупателем госдоли в UzPost может быть «один из северных маркетплейсов». Вероятно, блогер имел в виду одну из российских онлайн-платформ.
Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил Spot факт приватизации UzPost, не раскрыв размер приобретенного пакета.
В июне в списке аффилированных лиц UzPost произошли изменения: из него исключили «Алокабанк», Минэконмфин и связанные с ним компании. Вместо них в список вошли Агентство по управлению госактивами (АУГА), Национальный инвестиционный фонд Узбекистана (УзНИФ) и юрлица с долей АУГА свыше 20%. Все они владеют не менее 20% акций UzPost.
В сентябре доля в 25% Uzpost, которая изначально предполагалось передать УзНИФ, перешла к АУГА. На момент публикации материала ни АУГА, ни почтовый оператор UzPost официально не комментировали информацию о приватизации.
Транспорт
На улице Шота Руставели в Ташкенте с 7 октября запустили систему скоростного автобусного транспорта BRT. На улице Шота Руставели открыли специальную выделенную полосу для трех автобусных маршрутов — № 38, 57 и 58.
Автобусы теперь движутся по центральной полосе, не застревая в пробках. Пассажиры высаживаются на специальных платформах посреди проезжей части. «Это экономит время пассажиров и повышает качество обслуживания», — заявили в хокимияте Ташкента.
Министерство транспорта опубликовало инструкции по передвижению по улице Шота Руставели. Водителям необходимо уступать дорогу автобусам, а левые повороты и развороты разрешены только на обозначенных перекрестках.
В этом году для обновления общественного транспорта Ташкента планируется закупить 200 электробусов, открыть 4 новых маршрута, скорректировать 6 действующих и увеличить рейсы еще на 4. Кроме того, ряд пригородных маршрутов переведут на столичный брутто-контракт.
В следующем году Ташкент получит 1000 новых автобусов. Среди них 30 единиц составят автобусы-«гармошки», около половины — 9-метровые модели, а остальные — 12-метровые. Новые автобусы будут курсировать по 48 маршрутам на основе брутто-контракта.
В результате в Ташкенте будет курсировать в общей сложности 2891 автобус. Средняя продолжительность рейсов составит 30 минут, а годовой пассажиропоток увеличится до 750 млн человек (2 млн пассажиров в день).
Правительство определит тарифы для платных дорог в Узбекистане. Кабмин утвердит методику ценообразования после вступления в силу новой редакции закона об автодорогах, а Минтранс установит максимальные тарифы. Инвестор получит право самостоятельно определять размер платы в этих пределах.
Представитель Комитета по автодорогам Хасан Умаров уточнил, что правительственная методика предусматривает дифференцированные тарифы — как за полный проезд по трассе, так и за каждый преодоленный километр.
«Если вы поедете на расстояние 100−150 км [по обычным дорогам], по пути встретится множество радаров. За каждый случай превышения скорости придется заплатить 200 тыс. сумов (речь идет про превышение скорости до 20 км/ч с учетом скидки в 50% — прим. Spot). А проезд по тем же 200 км по платной дороге, согласно предварительным расчетам, обойдется в 100 тыс. сумов», — отметил он.
Юрисконультант Комитета по автодорогам Хасан Умаров заявил, что главное требование к платным дорогам — это возможность передвижения на большой скорости. Также вдоль трасс должна быть создана сервисная инфраструктура: зоны отдыха, парковки и заправки.
Отвечая на вопрос о наличии радаров и других дорожных знаках на платных трассах, Хасан Умаров отметил, что максимально допустимая скорость движения на трассах будет выше, чем на дорогах общего пользования.
«Если на дорогах общего пользования разрешенная скорость составляет 90 км/ч, то на платных дорогах можно будет ездить до 150 км/ч. После вступления в силу закона [об автодорогах] будут внесены небольшие дополнения в правила дорожного движения», — рассказал представитель Комитета по автодорогам.
При превышении установленной скорости будут применяться такие же штрафы, как и на обычных дорогах. Кроме того, на платных дорогах могут выделить отдельные полосы для легких и грузовых автомобилей. Это позволит повысить безопасность дорожного движения, избегая ситуаций с обгоном грузовиков.
Хасан Умаров отметил, что пробки на дорогах общего пользования возникают в основном из-за перекрестков, тогда как платные трассы обеспечивают непрерывное движение. Пересечения с другими дорогами будут организованы на разных уровнях — за счет строительства путепроводов и мостов. «Это значит, что не будет светофоров и перекрестков», — добавил он.
Внедрение платных дорог позволит увеличить ВВП страны на 2−3%, расчетами поделился депутат Закпалаты Олий Мажлиса Фарход Зайниев. По его словам, качество дорожной инфраструктуры внутри махаллей является одним из самых волнующих населения вопросов, а свыше половины средств инициативного бюджета были выделены на ремонт дорог.
Представитель Комитета по автодорогам Хасан Умаров пояснил, что за счет платных дорог государство получит возможность использовать имеющиеся средства на обслуживание действующих дорог.
Отвечая на вопрос о сроках появления платных дорог в Узбекистане, чиновник отметил, что реализация проектов трасс Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан рассчитана на 5−6 лет. Таким образом, их запуск возможен лишь после 2030 года.
«На сегодняшний день запуску этих двух проектов мешает отсутствие документа, регулирующего данную сферу, который запрашивали иностранные инвесторы. Из-за отсутствия закона не было возможности начать проекты», — резюмировал он.
DP World инвестирует $288 млн в строительство логистического терминала под Ташкентом. Эмиратская компания получит 85% акций в совместном предприятии с Tashkent Invest. Терминал с сухим портом разместится на 82 га в промзоне «Янги Авлод» и будет строиться в три этапа.
На первом этапе планируется создать железнодорожный терминал и склады на 63 тыс. кв. м., которые должны открыться к концу 2026 года. Объект получит прямой доступ к железной дороге, автомагистралям и аэропорту Ташкента.
Атомная энергетика
Частная Enter Engineering выбрана субподрядчиком при строительстве первой атомной электростанции в Узбекистане. Компания выиграла конкурс, в котором участвовали другие претенденты (их список не раскрывается), и сейчас ведет подготовительные работы на площадке размещения АЭС в Фаришском районе Джизакской области.
«Почему мы привлекли Enter Engineering? Enter Engineering — одна из крупных строительных компаний Узбекистана с собственным автопарком, квалифицированными специалистами и проектными институтами. То есть компания может выполнить весь комплекс необходимых работ», — заявил глава Дирекции по строительству АЭС Абдужамил Калмуратов.
Местная компания строит строительно-монтажную базу для предварительной сборки конструкций, склады материалов и бетоносмесительные узлы. К основному строительству «ядерного острова», где разместят реакторы, местные компании еще не привлечены. В этом будут участвовать специализированные российские стройкомпании, которых отберет «Росатом».
Калмуратов заверил, что проблем с невыплатой зарплат работникам на площадке размещения станции не будет. Дирекция по строительства АЭС наблюдает за всем процессом и находится в постоянном контакте с генподрядчиком и всеми субподрядчиками. «Мы держим на контроле весь данный процесс», — подчеркнул он.
Проект АЭС реализуется за счет госбюджета Узбекистана, заявил глава Дирекции по строительству АЭС Абдужамил Калмуратов. По его словам, сокращение числа реакторов с шести до двух позволило снизить стоимость примерно вдвое от предыдущей суммы.
«Это государство строит — это полностью узбекистанский проект. Источник финансирования — наш бюджет. Атомный проект должен быть национальным», — подчеркнул чиновник.
При сооружении АЭС около 60% затрат приходится на первый этап работ, а оставшаяся часть составляет 25−40% в зависимости от типа реактора. Окончательная стоимость работ станет известна после подписания контракта.
9 октября на строительной площадке в Фаришском районе Джизакской области приступили к выемке грунта под котлован энергоблока атомной станции малой мощности (АСММ) с российским реактором РИТМ-200Н. Глубина котлована достигнет 13 метров, а объем разработки составит 1,5 млн кубометров грунта.
В тот же день в Узбекистане официально стартовал проект по созданию центра ядерной медицины в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента. Церемония заложения символического камня прошла при поддержке президентов Узбекистана и России.
Объект площадью 12 тыс. кв м будет оснащен ПЭТ/КТ-сканерами, установками «гамма-нож» и «кибер-нож» для неинвазивного лечения опухолей. В центре будет предусмотрена лаборатория радиофармпрепаратов. Ежегодно 8 тыс. пациентов смогут выявлять онкологические заболевания на ранней стадии.
В Минздраве сообщили, что центр будет построен в формате инвестиционного проекта с участием Медицинского института имени С. Березина. На территории объекта были проведены инженерные, геологические, экологические и другие предпроектные исследования.
Статьи недели
Spot изучил, какие коворкинги работают в Ташкенте, какие условия предлагают их резидентам и на что стоит обратить внимание при выборе пространства.
Сооснователи Kamila’s Flowers Камила Ахрарова и Ровшан Махсудов рассказали Spot, почему отказываются от «базарных» букетов, сколько стоили ошибки с локациями и зачем нужны «цветы без повода».
В колонке для Spot ресторатор Санжар Максудов объясняет, как он полностью переделал систему мотивации, превратив официантов и поваров в предпринимателей с личной долей в прибыли.
Цифра недели
Международные резервы Узбекистана обновили исторический рекорд. В сентябре их объем достиг $54,99 млрд — на $4,9 млрд больше, чем месяцем ранее. Это уже второй месяц подряд, когда фиксируется новый максимум.
Стоимость золота в хранилищах ЦБ увеличилась на $4,17 млрд и впервые составила $44,22 млрд, третий месяц подряд превышая рекордное значение. Это произошло за счет подорожания золота, несмотря на небольшое снижение физического объема запасов — с 11,8 млн до 11,6 млн тройских унций.
Валютные резервы выросли на $735,7 млн — до $10,18 млрд. Стоимость купленных Центробанком ценных бумаг увеличилась на $3,5 млн, достигнув почти $1,02 млрд. Однако доля акций и облигаций в золотовалютных резервах страны упала ниже 2%.