Анастасия Ли — продюсер, сооснователь и CEO студии DBLA. В своей работе она соединяет креативность и системность, выстраивая проекты на пересечении искусства, бизнеса и личного смысла.
Для Spot Анастасия поделилась пятью книгами, которые повлияли на ее взгляды и подход к работе. Это истории о внимательности, внутренней архитектуре, устойчивости и вере в процесс — о том, что помогает не просто действовать, а осознанно проживать путь.
совладелец и продюсер гибридной продакшн студии DBLA.
Мы живем во времени, где чтение стало потреблением, почти как просмотр сериалов — страница за страницей, впечатление за впечатлением. Но книги ведь писались не для того, чтобы заполнять тишину, а чтобы расширять внутренний ландшафт.
Когда ты задаешь себе вопрос: что эта книга сделала со мной? — ты превращаешь чтение в опыт. Не просто «понравилось — не понравилось», а процесс узнавания: что во мне откликнулось, где я сопротивлялась, что захотелось изменить.
Это и есть настоящая культура чтения — не собирать прочитанные названия, а замечать, как слова перестраивают тебя. Иногда книга ничего не «учит», а просто меняет угол зрения. Иногда дает язык для того, что давно чувствовала. Иногда просто возвращает дыхание. Ты читаешь внимательно, не «чтобы закончить», а чтобы прожить.
Я всегда любила читать. Когда росла, делать было особо нечего — если не пускали гулять с друзьями, оставалось только открывать книги и придумывать себе миры. Так привычка читать осталась на всю жизнь.
Иногда я выбираю книги по обложкам — становлюсь легкой добычей талантливых дизайнеров. Часто ошибаюсь, но иногда случаются открытия, как с «Клубом самоубийц» Стивенсона: история — норм для своего времени, а обложка — просто очаровательна.
Лет десять-двенадцать назад я выбирала книги по пользе. Сейчас — по отклику. По настроению, по рецензии, по фразе, которая вдруг зацепила. Иногда просто потому, что книга «не так» посмотрела с полки. Открытость и любопытство — ключ ко всему, в том числе и к хорошему опыту с новой книгой, автором, подкастом или фильмом.
«Зеленый свет», Мэттью Макконахи
Эта книга не про мудрость как цитаты, а про жизнь, прожитую с вниманием.
Макконахи не учит, он наблюдает. Учится видеть сигналы — зеленые, желтые, красные — и двигаться дальше, не теряя самоиронии. Его философия — не стоицизм и не коучинг. Это практическая этика выживания с достоинством.
Человек с голливудским лицом и «Оскаром» оказывается не над реальностью, а внутри нее. Он признает хаос, ошибки, глупость и превращает все это в топливо.
Очень вдохновила тихая сила его супруги Камиллы, связь с которой чувствуется на протяжении всей истории: она для него не муза, а якорь. Это признание силы в своей женщине — опоре — очень откликается.
«Ученик архитектора», Элиф Шафак
В книге много про эго, но не в морализаторском смысле. Шафак не осуждает гордыню, она говорит о том, что эго — это материал. Его нужно не ломать, а встроить правильно, как несущую арку в здании. Каждая сцена в романе работает как метафора строительства: строишь дом — строишь себя.
Шафак изображает главного героя, Синана, не как просто великого архитектора, а как воплощение зрелости и внутреннего равновесия — человека, для которого вера, мастерство и скромность неразделимы. Его слова звучат как напоминание: настоящее созидание рождается не из желания оставить след, а из умения служить делу, не удерживая результат.
Я себе выписала пару цитат Синана, которые являются своего рода напоминанием — не быть заложником своего эго и быть за все предоставляемые возможности благодарной. Это не мы строим, творим, создаем, а мир находит нас лучшим инструментом для реализации смелых идей.
«Две жизни», Конкордия Антарова
«Две жизни», четыре тома, которые я не рекомендую заглатывать один за другим, потому что это не роман в четырех томах, это разные процессы, которые раскрываются в каждой книге.
Четыре тома — как четыре состояния сознания:
- первый — пробуждение, как осознание, что жизнь не ограничена видимым;
- второй — испытания, где разум и чувства очищаются через боль и сомнение;
- третий — обучение: человек начинает слышать внутренний голос и видеть смысл страданий;
- четвертый — служение, когда индивидуальное сознание соединяется с миром, и жизнь становится актом любви.
Антарова писала, что читать эти тома подряд — все равно что прожить четыре перерождения за одну жизнь. Поэтому между ними нужна пауза. Если расставлять приоритеты, то эти четыре тома я поставила бы в самый конец — до них нужно дойти самостоятельно, дать им шанс раскрыться. «Две жизни» — из разряда «WTF?!» при первом заходе, а потом не можешь оторваться, наблюдая, как герой меняется: от наивного, простодушного юноши к взрослому мужчине с принципами и сильным духом.
«Карма», Садхгуру
Люди превратили карму в страшилку — в некое «кармическое правосудие», которое вот-вот настигнет всех «плохих». А по своей природе это слово означает совсем другое.
Карма — не мистический суд и не возмездие, а закон причин и следствий внутри тебя самого. Это не «что тебе сделают», а «что ты делаешь снова и снова, не замечая».
Когда Садхгуру пишет о карме, он говорит о внутренней инженерии — о структуре привычек, эмоций, мыслей и реакций, которые ты сам создаешь годами. Карма — своего рода твоя собственная прошивка. Она не предлагает готовых ответов — она как зеркало. Учит смотреть внутрь спокойно, без самоосуждения. Понять: ты не жертва своей кармы, ты — ее автор. А если автор — значит, можешь редактировать текст.
Садхгуру часто повторяет: «Ты не должен управлять миром. Тебе нужно научиться управлять этой одной жизнью — собой. Тогда весь мир будет казаться управляемым».
В последнее время все чаще приходит мысль о том, что вместо того чтобы реагировать на кого-то — на поступки, слова, действия — и пытаться кого-то исправить, гораздо важнее сфокусироваться на единственном человеке, которого нужно научиться понимать на все 100%. И этот человек — ты.
«Принципы», Рей Далио
Для меня эта книга — о внутренней архитектуре любого дела, которое ты создаешь. Далио — не коуч и не гуру бизнеса, а своего рода инженер человеческих систем. Он говорит о том, что успешная компания держится не на талантах и не на удаче, а на принципах — прозрачных, озвученных, принятых, используемых и прожитых.
Мне особенно откликнулось, что в любом бизнесе должны быть свои правила и принципы. Ты — автор своего предприятия, своей команды, своей экосистемы. И на тебя опираются люди. Именно твои внутренние понятия становятся фундаментом — к ним обращаются, когда непонятно, что делать.
У нас, например, есть простые, но живые принципы: честность, прозрачность и «договоренности словами через рот». Мы проговариваем, не догадываемся. Мы обсуждаем, а не замалчиваем. И это не раз спасало нас — и от ссор, и от недоверия, и от разочарования.