В сентябре Законодательная палата одобрила законопроект о внедрении исламской банковской деятельности в Узбекистане. Документ вводит отдельную лицензию для исламских банков и возможность открытия «исламских окон» в обычных банках, а также определяет ключевые продукты — Мурабаха, Мудараба, Мушарака 
Центробанк получит право устанавливать стандарты исламских финансов и контролировать советы по шариату при банках. Для таких организаций предлагаются налоговые льготы и освобождение от госпошлины при оформлении имущества. Также ЦБ ожидает появления минимум 10 исламских банков к 2030 году.
По данным ПРООН, 68% населения и 60% предпринимателей не пользуются традиционными банками по религиозным причинам. Новый закон должен учесть этот запрос и открыть стране доступ к исламскому капиталу, оцениваемому в $5 млрд ежегодно.
Эксперты, опрошенные Spot, также считают, что внедрение исламского банкинга повысит финансовую вовлеченность и привлечет в экономику значительный объем внутренних средств.
В своей колонке для Spot международный эксперт в области исламских финансов и член совета AAOIFI (2016−2024) Хондамир Нусратхужаев собрал самые распространенные мифы об исламских финансах и объяснил, почему они не соответствуют действительности.
Ранее, в 2023 году, Spot уже подробно обсуждал с Нусратхужаевым тему исламского банкинга. Тогда эксперт рассказал о принципах системы, барьерах для ее внедрения и подчеркнул, что при создании инфраструктуры Узбекистан «легко может привлечь миллиарды халяльных долларов».

международный эксперт в области исламских финансов, член совета AAOIFI (2016−2024), автор Telegram-канала Исламские финансы +.
В Узбекистане, где рынок исламских финансов и банкинга только начинает формироваться, вокруг этой темы существует немало шаблонов и стереотипов. Одни считают, что это просто «еще один вид ростовщичества, только под другой оберткой».
Другие вовсе не имеют понятия, как это работает. Третьи уверены: раз «исламское», значит, должно быть абсолютно бесплатным. А кто-то боится — мол, вот-вот введут шариат, и обычные граждане окажутся в ловушке.
Задача этой статьи — развеять самые распространенные мифы и показать, как на самом деле устроены исламские финансы. И это совершенно естественно, что пока большинство людей знают об этом сегменте не так много.
Это одно и то же
Главный стереотип: «Исламские банки и обычные банки делают одно и то же: дают деньги под проценты, только называют по-разному».
Так думают многие, потому что внешне все выглядит одинаково: и там, и там человек получает деньги, и там, и там схожие графики погашения и ставки. Но если копнуть глубже — механика этих сделок противоположная.
В обычном банке: деньги рождают деньги. Вы берете 100 сегодня — возвращаете 110 завтра. Никакого товара, услуги или реальной ценности не появляется. Это чисто финансовая синтетика: деньги растут от самих себя, без связи с реальной экономикой. Такой рост и есть риба (ростовщичество).
В исламском банке: банк не «дает деньги», а участвует в реальной сделке. Он покупает товар или актив, становится его владельцем и несет все связанные риски до момента, пока не продаст его клиенту в рассрочку. Прибыль возникает не из времени, а из владения активом и рисков, помимо чисто кредитного.
Например, банк купил товар за 100 и продал в рассрочку за 110. Эта наценка — на стоимость товара, а не процент на деньги. Банк приобрел товар, принял на себя риски, продал и заработал.
А то, что наценка может по сумме напоминать процент — совершенно нормально. Это рынок.
Вы же не удивляетесь, что два магазина продают хлеб по почти одинаковой цене: ведь они работают в одной экономике. Так и здесь — рынок определяет диапазон цен, но природа сделки остается разной.
Это бесплатно и без риска
Пожалуй, один из самых живучих мифов: «Если исламские финансы, значит все бесплатно и без риска».
Исламская экономическая модель не отрицает прибыль — напротив, она считает ее необходимым условием любой коммерческой деятельности. Разница лишь в том, как именно эта прибыль формируется и на каких условиях.
Да, исламская модель исключает спекуляции и эксплуатацию, но не исключает коммерческий интерес. Главное — справедливость, прозрачность и взаимная польза.
Например, если я продаю телефон в рассрочку с наценкой — это не ростовщичество. Телефон — это реальный товар, созданный трудом и приносящий пользу. Поэтому на него можно ставить наценку поверх себестоимости.
Если же продавец продает в кредит, то покупатель получает пользу моментально, а продавец несет риск отсрочки оплаты. Именно за этот риск и асимметрию в получаемой пользе он вправе установить более высокую цену. То, что наценка похожа на процент, сути не меняет — это оплата за товар, а цена определяется рынком.
Это только для мусульман
Еще один из самых устойчивых мифов: «Исламские банки только для мусульман». На деле исламский банк — не религиозное учреждение, а этический финансовый институт, который строит отношения на принципах справедливости, прозрачности и разделения рисков.
Эти принципы универсальны — ими может руководствоваться любой человек, независимо от веры. Именно поэтому исламские финансы успешно развиваются в светских странах:
- Малайзия: более трети клиентов исламских банков — немусульмане.
 - Великобритания: крупнейший центр исламского банкинга в Европе.
 - Сингапур: активно внедряет исламские инвестиционные инструменты наравне с традиционными.
 
Некоторые также опасаются, что исламские финансы приведут к навязыванию религиозных правил. На деле это заблуждение. Опять-таки, важно понимать: исламские финансы — не только для мусульман. Это не религиозный институт, а альтернативная финансовая модель, доступная каждому.
В светских странах исламские финансовые организации работают по тем же законам и под тем же надзором, что и обычные банки. Разница лишь в том, что каждая операция проверяется на соответствие этическим принципам ислама.
В Малайзии, Сингапуре, Великобритании и других светских экономиках исламские и традиционные банки уже много лет функционируют в одной финансовой системе — усиливая конкуренцию, расширяя возможности клиентов и дополняя друг друга.
Это дороже обычного банка
Миф, который часто возникает именно на начальном этапе: «Исламские финансы дороже и сложнее, чем обычные».
Да, иногда продукты исламских банков действительно стоят немного дороже. Но причина не в «религии», а в условиях рынка.
Обычные банки работают в давно сложившейся экосистеме: у них есть взаимная поддержка, огромная клиентская база, доступ к дешевому фондированию и поддержка центрального банка. У исламских банков на новых рынках таких преимуществ пока нет — они строят все с нуля, и потому их издержки временно выше.
Но там, где исламская финансовая система развита — например, в Малайзии, странах Залива или Пакистане — и государство обеспечило равные налоговые и регуляторные условия, исламские банки работают на тех же рельсах и предлагают продукты не дороже и не сложнее, чем традиционные.
Вопрос не в религии, а в зрелости системы. Когда условия равные, исламский банкинг ничем не уступает обычному, а порой и превосходит его по устойчивости и доверию клиентов.
Что будет дальше
Наш рынок огромен и пока практически не освоен. Игнорировать этот потенциал — значит упустить историческую возможность.
Исламские финансы могут стать драйвером устойчивого экономического роста:
- вернуть в экономику значительные внутренние сбережения;
 - расширить занятость и деловую активность;
 - повысить налоговые поступления;
 - укрепить доверие населения к финансовой системе;
 - вовлечь в экономику людей, которые сегодня избегают банков из религиозных убеждений.
 
Это не альтернатива существующей системе, а ее расширение и усиление.
                                                    
											
                            
											
											
											
											
											
                            