В последнее время в Ташкенте проходят рейды по внешней рекламе, в рамках которых бизнес получает предписания в добровольном порядке снять вывески с торговых точек и заведений общепита. Также в столице активно проводятся проверки наружной рекламы на автомобилях.

Spot поговорил с руководителем проектного офиса «Внешняя реклама» Департамента цифрового развития при хокимияте Ташкента Шахриёром Шоазизовым о рейдах против незаконной рекламы, демонтаже вывесок и проверках автомобилей.

Рейды начались не вчера

Чиновник заявил, что основными документами, регулирующими рынок внешней рекламы, являются постановления Кабинета министров от 21 февраля 2020 года (ПКМ-104) и от 31 августа 2023 года (ПКМ-428). На основе этого документа городские власти начали проводить рейды еще пять лет назад.

Хокимият Ташкента решил действовать поэтапно — от больших рекламных конструкций к малым. На первом этапе проверялись рекламные щиты и билборды вдоль дорог, которых лишь за два года было демонтировано около 2−3 тыс. штук, затем перешли к рекламе на крышах и фасадах жилых домов (брандмауэр). В середине этого года стартовала работа по вывескам и наружной рекламе на автомобилях.

Шахриёр Шоазизов подчеркнул, что сейчас городские власти ведут одновременную работу по четырем направлениям: земельные участки, фасады частных зданий, транспортные средства и наружная реклама. Основная цель — улучшить внешний облик столицы.

Вывески

Департамент цифрового развития начал проводить рейды по вывескам с середины нынешнего года. На первом этапе проверки охватывают лишь центральные улицы столицы, включая Махтумкули, Буюк Ипак Йули, Шота Руставели и улицу от Северного ж/д вокзала Ташкента до сквера Амира Темура. В частности, демонтаж вывесок затронул восемь районов: Алмазарский, Яшнабадский, Мирабадский, Яккасарайский, Мирзо-Улугбекский, Чиланзарский, Сергелийский и Шайхантахурский.

По всему городу было снято больше 2 тыс. вывесок. Только на улице Буюк Ипак Йули («Максимка») собственники добровольно убрали 200 вывесок.

вывески, незаконная реклама, хокимият ташкента

Фото: Динора Эркенова / Spot

Руководитель проектного офиса «Внешняя реклама» пояснил, что предпринимателям выдается предписание о необходимости снять вывеску, которая нарушает закон. Для этого им дают срок для добровольного исполнения требования. В случае отказа Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, являющийся регулятором рынка рекламы, может оштрафовать на 50 БРВ (20,6 млн сумов) за нарушение порядка размещения внешней рекламы и информации.

Всего сотрудники городского хокимията выдали 5,5 тыс. предупреждений субъектам предпринимательства, касающихся объектов внешней рекламы, установленных с нарушениями.

На правах рекламы

Закон «О рекламе» не распространяется на информацию вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера. Согласно ПКМ-104, вывески размером до 1 кв. м не являются объектом наружной рекламы, а их размер не может превышать 5% площади той стороны здания, на которой они установлены.

Также в документе предусмотрены информационные вывески, которые предназначены для доведения до сведения потребителя информации о компании. На них могут быть указаны лишь зарегистрированное (юридическое) наименование предприятия, его местонахождение и режим работы предприятия. Информационные вывески можно размещать на стене здания у входа или на входной двери, но их размер также не может превышать 1 кв. м.

В ПКМ-428 указано, что объявления не рекламного характера, размещаемые юридическим или физическим лицом с целью привлечения внимания других юридических и физических лиц и общественности, общей площадью более 1 кв. м, признаются объектами внешней рекламы и информации и для них оформляется паспорт рекламного места.

По словам Шахриёра Шоазизова, компании, расположенные рядом, начинают соревноваться между собой и стремятся сделать свои вывески больше, чем у соседей. В результате это приводит к нарушениям законодательства.

Фото: хокимият Ташкента

Паспорт рекламного места, дающий право размещать внешнюю рекламу на частных земельных участках, зданиях, сооружениях и транспортных средствах (кроме маршрутных автобусов), выдается через ЕПИГУ. Председатель Совета министров Каракалпакстана и хокимы областей должны определить уполномоченное должностное лицо по оформлению и выдаче паспортов рекламного места внешней рекламы.

В хокимияте Ташкента указывают на то, что все объекты внешней рекламы должны соответствовать внешнему архитектурному облику зданий. В свою очередь, ПКМ-104 предписывает размещать рекламу и вывески «без ущерба архитектурным элементам, архитектурным решениям зданий, градостроительству и собственникам этих зданий, не нарушая их прав и законных интересов, способствуя сохранению и формированию полноценной среды обитания населения, исторического и культурного наследия и архитектурного ландшафта».

Стоимость размещения объектов внешней рекламы рассчитывается исходя из тарифов, утвержденных постановлением Кенгаша народных депутатов Ташкента от 1 мая 2024 года. Всего действуют пять тарифов в зависимости от расположения. Минимальная стоимость 1 кв. м составляет 15% БРВ (61,8 тыс. сумов) в месяц.

Кроме того, рекламные объекты проверяют на соответствие требованиям о государственном (узбекском) языке. Согласно законодательству, на территории Узбекистана реклама распространяется на госязыке. В свою очередь, перевод внешней рекламы на других языках должен быть размещен горизонтально на нижней части текста на госязыке, при этом не превышая 40% общей площади рекламы.

Реклама на крышах домов и автомобилях

Представитель Департамента цифрового развития хокимията Ташкента заявил, что продолжается демонтаж рекламных конструкций на крышах жилых домов. Всего выявлено 250 незаконных объектов, из которых 100 единиц уже демонтировано. Работа по оставшимся 150 конструкциям продолжается, ее планируется завершить в течение одного месяца.

Шахриёр Шоазизов пояснил, что управляющие компании или ТСЖ заключают договор с операторами наружной рекламы и предоставляют место на крыше дома для размещения рекламных конструкций. Однако это происходит без оформления паспорта рекламного места, из-за чего данные объекты считаются незаконными.

Фото: хокимият Ташкента

Кроме того, представители столичной администрации, сотрудники Управления безопасности дорожного движения ГУВД Ташкента и Комитета по конкуренции за неделю проверили 470 автомобилей с рекламой. У 390 машин отсутствовали паспорта рекламного места. Все нарушители получили предупреждения, еще один автомобиль был помещен на штрафплощадку.

В результате рейдов по линии автотранспорта через ЕПИГУ поступило около 1200 заявок на оформление рекламных паспортов. Руководитель проектного офиса «Внешняя реклама» добавил, что в случае отказа заявку можно будет снова направить в течение 5 дней бесплатно.

Фото: хокимият Ташкента

В июле хоким Ташкента Шавкат Умурзаков сообщил, что британская компания Atlas разработала дизайн-код для Ташкента. Документ устанавливает единые требования к фасадам, тротуарам и зеленым зонам.

По его словам, президент поручил провести работы по благоустройству и ремонту, что приведет к улучшению внешнего облика столицы. Умурзаков признал «множество обоснованной критики» со стороны населения касательно внешнего вида Ташкента.

Ранее Spot писал, что в Ташкенте рейды против незаконной рекламы на автомобилях будут постоянными.