Фарход Норбаев, сооснователь креативного агентства Lokals и основатель Databazaar AI, стал центром обсуждений после выхода выпуска программы телеканала Zo’rTV Taqdimot. Это проект, где предприниматели презентуют свои идеи и получают предложения от инвесторов

Фарход пришел на шоу, чтобы привлечь $200 тыс., но в эфире получил неожиданное предложение — $1 млн за 51% компании от Джахонгира Артыкходжаева. Однако он отказался от инвестиций.

Основатель компаний MyTaxi, Express24 и Numeo AI Акмаль Пайзиев отметил, что даже сама озвученная сумма способна повлиять на рынок.

«Сам факт, что известный предприниматель предложил $1 млн на идею стартапа, вдохновляет любого основателя. Это повышает уверенность в том, что большую сумму можно поднять даже на начальном этапе. То есть, в определенном смысле это служит эталоном. Основатели также могут использовать эти цифры в качестве отправной точки при обсуждении с другими инвесторами», — считает Пайзиев.

Spot обсудил с Фарходом, почему команда Databazaar выбрала именно этот путь, что стоит за решением отказаться от миллиона и как изменилась ситуация вокруг стартапа после выхода эпизода.


lokals, джахонгир артыкходжаев, искусственный интелект, фарход норбаев

Фарход Норбаев,

основатель и CEO Databazaar AI, основатель Lokals United.

Databazaar — это платформа, которая дает быстрые процентные инсайты о поведении целевой аудитории. Пользователь задает вопрос, а обученные на реальных данных ИИ-двойники дают ответы за секунды.

Идея возникла из многолетнего опыта работы Lokals с крупнейшими брендами Узбекистана и Казахстана. Маркетинговые коммуникации, кризисный маркетинг, быстрые стратегии — все это невозможно без понимания клиента. Маркетолог из Ташкента не может знать лайфстайл парня из Кашкадарьи, но решения принимать нужно каждый день. И поиски информации о клиенте превращаются в настоящую головную боль и для маркетинг-команд, и для нас как креативного агентства.

Сегодня компании действуют по трем сценариям. Вариант A — полноценные исследования: количественники, полевые опросы, фокус-группы. Стоимость — от $15 тыс., сроки — 1,5 месяца и больше. Вариант B — отсутствие любых исследований, решения принимаются на интуиции, когда «горит» или когда руководители чрезмерно уверены в себе.

Вариант C — самый частый: хаотичный «франкенштейн-формат», составленный из Telegram-опросов, гуглинга, разговоров с друзьями, частичных данных. Именно этот сценарий мы и автоматизируем в Databazaar AI.

Прототип Databazaar сейчас работает на открытых данных: он принимает описание целевой аудитории, анализирует характеристики и выдает базовые обобщенные выводы.

lokals, джахонгир артыкходжаев, искусственный интелект, фарход норбаев

Фото: DatabazaarAI

Полная версия будет работать гораздо глубже. Пользователь задает вопрос, описывает ЦА — система автоматически:

  • собирает данные из надежных источников;
  • очищает, приводит их к одному формату;
  • сравнивает и ищет закономерности;
  • показывает уровень уверенности и источники;
  • выдает простой результат в нужном формате.

Databazaar — не чат-бот. Например, ChatGPT от OpenAI — текстовая модель, она часто не имеет доступа к реальным данным и может сама «додумывать» ответы, потому что работает на общих знаниях. Databazaar — это система, которая работает на реальных обезличенных данных и проверяет статистически, а не фантазирует.

Для обучения моделей мы планируем сотрудничать по обезличенным данным с банками, ритейлом, телекомом, гос.организациями, исследовательскими агентствами.

Технология Databazaar использует реальную статистику, машинное обучение и искусственный интеллект. ИИ понимает запрос пользователя, находит и обрабатывает нужные данные и формирует достоверные выводы простым, понятным языком.

Главная роль ИИ в нашем случае — переводить сложные массивы данных в простые, точные и понятные инсайты, на основе которых пользователи могут принимать быстрые и уверенные решения.

Рынок и его проблема

Стоимость исследований высокая не только для малого и среднего бизнеса — она высокая в принципе. Даже если компания может выделить $10−20 тыс., настоящая дороговизна — в сроках. Когда ждать нужно месяцами, бизнесу становится слишком дорого терять время.

А дорого, потому что это большой труд, человеко-часы, группа людей должны собирать различные данные из разных уголков страны, оцифровать, чистить, консолидировать, трактовать, превращать из огромного эксель файла в презентацию с графиками. Стоимость таких исследований в Центральной Азии ничто в сравнении с развитыми странами.

Существующий рынок маркетинговых исследований в регионе — около $50 млн в год. Но есть огромный непокрытый спрос — компании, которые принимают решения каждую неделю и не могут ждать. Это те, кто-либо делают что-то на коленке, либо вообще ничего не делают. Наш рынок — не число компаний, а число решений, которые они принимают ежедневно.

Классические методы не стали неэффективными — мы сами ими пользуемся. Проблема в том, что сегодня бизнесу, маркетинг-командам нужно принимать серьезные решения чуть ли не каждую неделю, и в таких условиях становится невозможным ожидать месяцами результаты исследований. И компании проводят большие классические исследования 1−2 раза в год, а все остальное пытаются решить самостоятельно, подручными способами, ну или гадать.

Фото: Фрагмент с шоу «Taqdimot» на Zo’rTV

Почему оценка $2 млн и что делать с $200 тыс.

На ранних стадиях инвесторы вкладывают в фаундеров и их опыт. В нашем случае это мой личный опыт, опыт моего партнера Лизы Амартаевой — одного из лучших специалистов по организационному развитию в Казахстане, а также растущая с нуля команда и история Lokals как агентства-холдинга.

Второй фактор — необходимые затраты на первый год: покупка данных, зарплаты команды, маркетинг. На самом деле $200 тыс. — не так много на год развития.

Мы заранее описали инвестиционную стратегию по международным венчурным стандартам:

  • продаем не больше 10% на pre-seed,
  • ищем инвестора, который может вести нас к следующему раунду и международным партнерам.

51% за $1 млн

Предложение 51% закрывает нам путь к международным венчурным фондам — это для них «красный флаг».

Кроме того, Джахонгир ака Артыкходжаев — стратег. Наличие «стратега» в составе партнеров — еще один «красный флаг» для глобальных венчуров, потому что стратеги редко продают свою долю и редко играют по венчурной логике.

Да, согласившись, мы бы получили супер буст в виде и первых инвестиций, в виде компаний-партнеров по дате, первых клиентов и еще много всего, но мы бы сказали «нет» своим международным амбициям.

Поэтому мы хотели получить инвестиции именно у венчурного фонда, стратегия которых нацелена на развития своего стартапа для следующей продажи другим фондам или компании «стратегу».

Решение было спокойным — мы заранее обсуждали с партнером и командой разные сценарии. Предложение 51% было неожиданным, но, так как наша стратегия «только венчуры» была решена заранее, сумма и проценты уже никак не могли повлиять на ответ.

Мы не считаем отказ риском. Наоборот, это фиксация оценки проекта в эфире, от одного из самых известных инвесторов страны — и это работает нам на пользу. После шоу с нами связались инвесторы — мы сейчас на стадии переговоров и NDA, поэтому детали раскрывать рано.

Интерес рынка вырос значительно. Маркетинг-индустрия, стартап-сообщество и бизнес-комьюнити отреагировали очень тепло. Многие поддержали, делились выпуском, писали, что хотят стать первыми клиентами или партнерами. Есть запрос и от венчурных фондов.

Мы считаем, что задача выполнена: мы заявили о себе, протестировали реакцию рынка и получили сильный импульс для следующего этапа Databazaar.