Центральный банк озвучил позитивные эффекты от укрепления узбекского сума. Об этом 27 ноября рассказал заместитель председателя ЦБ Нодирбек Ачилов, передает корреспондент Spot.
С начала года национальная валюта укрепилась к доллару более чем на 7%. Накануне официальный обменный курс впервые с лета 2023 года упал ниже 11 900 сумов.
Зампред ЦБ отметил, что падение курса доллара привело к снижению инфляции на импортные товары. В октябре рост цен на промышленные товары замедлился до 5,8%, однако в сфере услуг наблюдается повышательная тенденция.
Крепкий сум позволил более чем вдвое снизить инфляционные ожидания касательно колебаний обменного курса — с 51% в ноябре 2024 года до 22% в прошлом месяце. При этом растет уверенность в национальной валюте, что ведет к увеличению сумовой денежной массы — с 220,1 трлн в 2024 году до 282,3 трлн сумов в октябре (рост на 28,1%).
Также происходит дедолларизация кредитов и вкладов. Например, за 10 месяцев этого года доля кредитов в иностранной валюте снизилась с прошлогодних 41% до 38%, а депозитов — с 26% до 23%. С 2021 года темпы дедолларизации займов составили 10 процентных пунктов, а вкладов — 16 процентных пунктов.
Кроме того, благодаря укреплению нацвалюты снизились расходы по обслуживанию внешнего долга. Государство сократило затраты на 4,7%, а бизнес — примерно на 5%.
В октябре председатель Центрального банка Тимур Ишметов сообщил, что за счет укрепления сума расходы по обслуживанию внешнего государственного долга сократились на 1,3 трлн сумов, а по корпоративному — 3,6 трлн сумов. Общая сумма экономики составила 4,9 трлн сумов.
Ранее Spot писал, что МВФ рекомендовал Узбекистану отказаться от предоставления новых налоговых льгот.
