Алина Цимерман, управляющий партнер сети кофеен «ЧайКоф», в рамках проекта «Лаборатория бизнеса» рассказала о том, как пришла из мира театра в бизнес, сколько получают в кофейне официанты и есть ли на рынке Ташкента место для новых кофеен. Spot приводит основные выдержки из беседы:

О первой работе, первой зарплате и театре

На первую работу я устроилась в 16 лет. Хотелось иметь собственные деньги, не зависеть от родителей, зарабатывать самой.

Моя первая зарплата была 25 000 сумов. Я работала помощником бухгалтера, ездила в банк, делала платежные поручения. Через два года перешла в компанию Samsung, тоже в бухгалтерию. Была, кстати, там самой младшей.

В 24 года я пришла в театр. С самого детства хотела стать актрисой, увлекалась театром, но дома говорили, что надо сначала закончить вуз, выйти замуж, родить ребенка. Когда я всё это выполнила, решила воплотить мечту детства.

Обычно в театр приходят в 16−17 лет. Мне так прямо и сказали, что я слишком взрослая для начала театральной карьеры, но потом Марк Вайль согласился меня принять. Играю в спектаклях «Свободный роман», «Квартал Тортилья-флэт», «Счастливые нищие», «Федра», «Семь лун» и других.

Гонорар за выступление был 15 000 сумов. Этих денег иногда не хватало даже на такси. Несмотря на то, что «ЧайКоф» требует много внимания, я до сих пор, хоть и редко, продолжаю играть в театре, так как очень сильно его люблю.

О появлении «ЧайКоф»

Всё получилось спонтанно. Я познакомилась с людьми, у которых было помещение на стадии ремонта и идея что-нибудь с ним сделать, одним из вариантов была кофейня. Мне задумка показалась интересной, и я присоединилась к проекту в качестве управляющего партнера.

Мало кто верил, что из этого что-то выйдет. Многие из знакомых отнеслись к идее по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось». Мы и сами не особо думали тогда об этом как о бизнесе — было просто желание что-то сделать.

Оказалось, что кофейня — отличный бизнес. Первый «ЧайКоф» был маленьким заведением на 36 посадочных мест. Бизнес-модели толком не было, но когда в конце месяца подсчитали деньги, выяснилось, что это успешный бизнес и надо продолжать. Рынок, кстати, был практически пустой, во многом после нас и начался бум кофеен, который всё еще продолжается.

О масштабировании и создании сети

К нам пришли инвесторы. Когда «ЧайКоф» зарекомендовал себя в качестве успешной концепции, к нам начали обращаться люди, у которых были деньги и желание, но не было нужных знаний, чтобы открыть свою кофейню — они ведь не рестораторы. Сейчас почти у каждой нашей точки есть бизнес-ангел, они же пассивные инвесторы — дали деньги, но операционной деятельностью занимаемся мы. Основателями «ЧайКоф» остаются два человека — я и мой партнер, с которым мы открывали первую точку.

Создавать сеть очень сложно. Надо постоянно отслеживать качество во всех заведениях, стандартизировать все процессы, находить новых людей, на которых можно положиться. Но мы сейчас справляемся.

Кадры — главная головная боль. Вообще наша единственная проблема — это отсутствие кадров. В Ташкенте большой дефицит людей, которые хотят работать — очень многие абсолютно индифферентные. Мы готовы сами обучать, но сложно найти даже просто тех, кто хочет учиться и расти. 90% тех, кто к нам приходит, мы отсеиваем.

Улица Саида Барака (где в 2014 году открылся первый «ЧайКоф» — прим. Spot) мне сначала не понравилась. Помню, когда я впервые увидела эту улицу, подумала: «Что мы тут будем делать?». Пыльная узкая улица с пустыми витринами по обеим сторонам дороги. Сейчас, конечно, она сильно оживилась — пришло много новых компаний, так что уже и парковаться негде. Мне приятно думать, что отчасти это и наше достижение.

Точка в Samarqand Darvoza самая сложная. Аудитория сильно различается в зависимости от географии. Когда открывали тут точку, знали, что к местным посетителям нужен особый подход, сложная локация с рядом проблем. Сейчас всё хорошо и поток клиентов активно растет.

Самый прибыльный «ЧайКоф» — на Аккурганской (бывшая улица Новомосковская — прим. Spot). Но самым любимым всё равно остается первый — на Саида Барака. Когда-то хотели открыться на улице Навои, ездили и смотрели там помещения, но не нашли ничего подходящего.

О планах и цифрах

Всегда хотела кофейню на Шота Руставелли. Я вообще очень люблю эту улицу, особенно старинные дома, которые там еще остались. Уже давно думала, что когда-нибудь обязательно открою тут кофейню. Надеюсь, это будет самый красивый «ЧайКоф».

У нас три кофейни, скоро станет пять. Мы думали, что на Шота Руставелли откроется четвертый «ЧайКоф», но он станет пятым — к нам обратились люди с предложением открыть новую точку тогда, когда мы этого совсем не ожидали. Несмотря на то, что место почти достроено, о точных сроках пока говорить рано, но кофейня откроется уже совсем скоро.

Средний чек в кофейне в районе 50 000 сумов. В день у нас порядка 200−250 счетов. Официанты получают фиксированную зарплату в 60 000 сумов за смену. Счета бывают разные — иногда 16 000 сумов, иногда 1 миллион.

У нас нет и не будет наценки за сервис. Потому что я считаю, что это неправильно — процент за обслуживание ничего общего с самим обслуживанием не имеет.

Если клиенты хамят, мы улыбаемся в ответ. К нам приходят разные люди, но мы всегда помним, что мы сотрудники сервиса и каждый наш гость должен чувствовать себя у нас комфортно.

На рынке Ташкента еще есть место для новых кофеен. Что касается конкурентов, то я считаю, что у каждой кофейни свой гость. К тому же спрос сейчас превышает предложение, так что я положительно отношусь к тому, что на рынок заходят мировые компании. Уверена, в 2018 году в Ташкенте появится много новых кофеен.

О дате выхода выпуска с Алиной Цимерман можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.