От романтики под выстрелами к программированию

Я всю жизнь хотел стать дальнобойщиком, это была моя мечта, к которой я очень долго шел. Получив права, стал ездить в Россию, но вскоре убедился, что сильно ошибался — «дорожная романтика» оказалась совсем не такой, как я ожидал. Это как раз были те самые 90-е, когда и стреляли, и нападали и поджигали автомобили. Поняв, что мечта завела куда-то не туда, я решил завязать с этим делом и сдал документы в ТашГТУ, но для поступления не хватило 6 баллов.

В итоге поступил в Техникум информационных технологий (ныне — Мирзо-Улугбекский профессиональный колледж информационных технологий) в экспериментальную группу программистов. Учился заочно, так как надо было зарабатывать деньги — параллельно работал грузчиком на заводе и автослесарем в мастерской до тех пор, пока не призвали в армию.

Вернувшись со службы устроился в компанию Billur Net (проект Show.uz), где научился создавать веб-сайты. После этого поработал в 7−8 компаниях, везде был «айтишником», что в это в те времена означало делать все, что связано с компьютерными технологиями — от проводов и настройки факса до переустановки Windows и ремонта мышки.

Чувствовал на каждой работе, что это не мое. Отовсюду уходил в другую отрасль на более низкую зарплату. Дома никто не понимал моих решений — к тому времени у меня уже была своя семья, но я был молодой и безбашенный. Если мой сын так же поступит, я его полностью поддержу, потому что считаю такой поиск своего места нормальным.

В конце 2001 года меня занесло в туркомпанию. К тому времени я уже умел создавать сайты и предложил руководству создать сайт, на что мне ответили «Занимайся этим в свое свободное время», что я и делал в не рабочее время.

Фото: Евгений Сорочин / Spot.

Создав и наполнив сайт, я начал продвигать его. В те времена конкуренции не было совсем, так что выйти в топ в поисковиках не представляло вообще никакой проблемы.

В 2002 году сайт стал приносить колоссальную прибыль, которая превышала ту, что компания получала с поездок на выставки. У меня тогда был 32-цветный монитор очень плохого качества, что негативно сказывалось на моем зрении. Я ничего не просил кроме нового монитора, но руководство только кормило обещаниями. В итоге терпение лопнуло и я решил уйти из компании. Половине сотрудников я предложил пойти со мной, начать свое дело. Сначала они согласились, но узнав об условии, что нам нельзя забирать с собой клиентов (а это минимум полгода сидеть без денег), они передумали. В результате из компании ушел только я.

Запустить бизнес в квартире

В тот момент передо мной встала необходимость найти партнера и я связался с Михаилом Шамшидовым, который работал в компании до меня. Идея создать свое турагентство, продающее услуги онлайн, показалась ему интересной — так в ноябре 2003 года появилась OrexCA.com.

Первое время денег не было вообще. Я вложил в компанию 100 долларов, которые занял у шурина. Михаил — свои сбережения, которые заработал ранее. Мы сняли маленький офис в Ирригационном институте, потом переехали в квартиру Михаила. Справедливости ради, у нас и затрат особых не было — сайт, дизайн, наполнение, поиск партнеров — все это мы делали сами.

Кстати о партнерах. На дворе был 2004 год — мало у кого есть компьютер, а уж пользователей интернета и того меньше. Когда мы приходили в гостиницы и объясняли им, что у нас туристический сайт, где мы можем их разместить, а они смогут получать новых клиентов, на нас смотрели как на инопланетян. Бывало, что закрывали дверь перед носом, услышав, что каких-то два паренька говорят про какой-то интернет и какую-то штуку, под названием сайт. Ко всему прочему, нас начали активно звать в другие компании, предлагать отличные зарплаты, но мы не поддались соблазнам, так как были уверены, что вот-вот и все взлетит.

Фото: главная страница OrexCA.com в 2004 году.

Все изменилось на конференции в отеле «Сиявуш». Мы с Михаилом тогда уже обили пороги несколько десятков гостиниц, дело шло с трудом. Сидели поникшие, как вдруг менеджер Intercontinental Tashkent, который тогда был одним из немногих наших партнеров, сказал со сцены, что надо думать на несколько шагов вперед, пользоваться технологиями. «Вон сидят двое парней, которые в этом разбираются и за кого вам надо держаться», сказал он, указав на нас, и, по сути, запустил волну — в тот же день к нам подошли несколько представителей гостиниц, на следующей день связались еще и еще. Люди начали понимать, что интернет и туризм — это круто.

В начале 2004 года взяли первого сотрудника. Помню, это была девушка по имени Мария, которой мы платили около 30 000 сумов. Потом была Эвелина. OrexCA.com тогда была типичным стартапом — денег в обрез, зато море энергии. Мы тогда сами убирались в офисе, выносили мусор, отвечали на звонки. Семейная атмосфера, энтузиазм и позитив.

Тогда же мы получили первую прибыль. Самый первый клиент был из Казахстана. Помню, Мария сама его везде сопровождала, все показывала, рассказывала. Это был какой-то научный сотрудник. К тому времени гостиницы уже сами начали приходить к нам и просить добавить их на сайт.

Выбирать надо пустую нишу

Мы изначально ориентировались на русскоязычных туристов. В первый же день проанализировали рынок и поняли, что практически все нацелены на англоязычную аудиторию — у многих гостиниц не было даже русского текста на сайте. Меж тем, как раз в России закончились 90-е, уровень жизни населения вырос, россияне уже успели по несколько раз съездить в Турцию и Египет, и, в поисках новых горизонтов, обратили свое внимание на Узбекистан.

На рынке в России мы были, практически, одни. К тому времени, если кто-то вбивал в поиск «туры в узбекистан» или похожий запрос, то гарантировано выходил на наш сайт. К тому же программы и туры мы выстраивали под рейсы из Москвы и Петербурга. Все это позволило нам стать чуть ли не монополистами рынка в онлайне.

В конце 2000-х мы начали работать с Китаем. Нечто подобное было и тут — мало кто работал с ними, шла жесткая конкуренция за европейцев, тогда как буквально «под боком» находился огромный перспективный рынок. Мы начали ездить на выставки в Китай и привезли сюда огромное количество китайских туристов. В этом году уже 9 лет, как мы ездим в Пекин. То же самое было с индийским рынком.

Фото: Евгений Сорочин / Spot.

В 2007 году был резкий скачок. Мы связываем это с тем, что люди стали активнее интересоваться Узбекистаном. На тот момент у нас, фактически, был только один конкурент — Advantour, который начал примерно в то же время, что и мы. Но наше преимущество было в том, что мы были более социально-ориентированы — уже тогда мы активно развивали контент-маркетинг, были этакой Википедией по Узбекистану. В пик у нас работало 28 человек, половина из которых работали над сайтом.

В 2011 году пришел Booking.com и все поменялось. С приходом сильного игрока мы были вынуждены поменять бизнес-модель, в частности, закрыли отдел бронирования из 4 человек. Конкурировать с Booking.com невозможно — только в 2016 году они выделили на маркетинг более 1 млрд долларов.

Они просто задавили рекламой. Booking.com занял в поисковиках первые позиции, предлагали больший процент гостиницам, работали даже себе в убыток — с их инвестициями они могли себе это позволить. Жаль, что не все наши гостиницы понимают, что им надо дружить с нами, а не с зарубежными игроками — в итоге, Booking, ко всему прочему, еще и получал цены в несколько раз ниже, чем мы. На этом конкуренция на рынке бронирования номеров в Узбекистане, по сути, закончилась.

Фото: главная страница OrexCA.com в 2010 году.

В 2012 году я хотел открыть хостел. Активно искал инвестора. Объяснял, что хостел это очень выгодно — при минимальных вложениях прибыль будет моментально отбиваться. Стоимость комнаты в отеле 5* с огромным штатом, бассейнами и ресторанами стоит ровно столько же сколько комната в хостеле где стоят двухъярусные кровати, общий туалет и отсутствие вообще какой либо роскоши. Сейчас мне регулярно предлагают открыть хостел, но быть одним из многих мне неинтересно.

Сегодня мы продаем в день по 2−3 тура. Это позволяет нам быть прибыльными, но скоро все это закончится.

Туристические компании в нынешнем виде вымрут

Интерес к Узбекистану колоссальный. В 2003 было около 60 туркомпаний, сегодня около 1000. Российский рынок, на который раньше никто не смотрел, теперь рвут на части. При этом, клиентов у туркомпаний становится меньше, потому что в Узбекистан приходит глобализация.

Все начинают путешествовать самостоятельно. Что, по сути, представляют собой туркомпании? Мы посредники, а сейчас активно развиваются самостоятельные путешествия. Благодаря технологиям человек может сам без проблем купить авиабилет, заказать трансфер, забронировать номер, найти гида и объездить всю страну. В юго-восточной Азии, к примеру, уже терпят убытки, к нам этот процесс тоже уже подобрался.

Когда отменят визы, самостоятельных путешественников станет больше. Туркомпаниям будет просто нечем заниматься. Все, что делаем сейчас мы активно заменяется теми же приложениями. У нас туркомпании еще могут считаться успешным бизнесом потому, что мы отстали лет на 5−6 от всего мира в этом плане — еще нельзя дистанционно сделать все и вся, приходится обращаться к посредникам, но это временно.

Фото: главная страница OrexCA.com в 2017 году.

К 2025 году туркомпании в нынешнем виде окажутся никому не нужны. Это мировая тенденция, это глобализация и автоматизация. Путешествовать становится легче и дешевле, необходимость в посредниках отпадает. Конечно, всегда будут те, кому лень или некогда планировать свое путешествие, всегда будут группы пенсионеров, но рынок уже не будет таким привлекательным и высокомаржинальным для обычных туркомпаний.

Мы уже сейчас готовимся к этому. Тенденция начала проявляться уже несколько лет назад, так что мы начали активно готовиться к тому, что в один прекрасный день нынешний бизнес умрет. Снова проанализировали рынок и снова увидели, что ниша B2B практически пустая. Так появился проект Hotelios, который мы сейчас активно развиваем, но это уже другая история.

Узбекистан запросто может стать как Италия или Франция

У нас больше интересного. Во-первых, это зиярат-туризм — мы ведь практически «вторая Мекка» — тут огромное количество священных мест, захоронений. Уже одного этого достаточно, чтобы мы стали лидером в области паломнического туризма.

У нас есть эколого-этнический потенциал. Людям уже неинтересно смотреть на строения и природу — они хотят чего-то живого, настоящего. Они хотят культуры. Увидеть, как живет семья в глубинке, где все еще носят национальную одежду, разговаривают на языке, который не изменился за последние несколько веков, окунуться в нашу аутентичность. Конечно, это не массовый туризм, но двигаться в этом направлении надо — тут огромные возможности.

Туризм может стать основной статьей ВВП. Сейчас мы зарабатываем на сырье и промышленности, тогда как туризм позволяет в разы увеличить ВВП страны. Мало у кого в мире еще есть такие возможности, как у Узбекистана. У нас гораздо больше интересного, чем в той же Европе или Азии.

Фото: Евгений Сорочин / Spot.

Ночной жизни у нас нет — это и плохо, и хорошо. Сейчас активно занялись всеми сферами туризма — начиная от аэропорта, заканчивая визами. Отрадно это видеть, правда, остается еще одна проблема — отсутствие ночной жизни. Туристы не знают, чем себя занять после 11 часов вечера. С одной стороны, это хорошо и понятно, но с другой плохо, так как мы отсекаем огромный пласт — молодежь, которая хочет днем культурного отдыха, а вечером развлечься и отдохнуть. Вместо того, чтобы тратить деньги у нас, они едут в Астану и Бишкек. Надеюсь, со временем решат и эту проблему.

Еще одна проблема — land border crossing (пересечение границы по земле). Из того же Казахстана мы могли бы привлекать тысячи туристов, которые готовы тратить у нас свои деньги, но пока в той же «Черняевке» (пункт пропуска Гишт-Куприк) не все так хорошо, как могло бы. В последние годы там проделана огромная работа, так что можно надеяться, что со временем и там станет лучше.

Если исправить все проблемы, то мы можем стать настоящим центром туризма. Сейчас к нам едут люди, которые побывали практически во всем мире. Как бы это ни было печально, люди сначала хотят удовлетворить более простые потребности где-нибудь на Ибице или Таиланде, а уж потом отправиться за духовными в Самарканд или Хиву. Если же мы сможем сделать так, что у нас, как в той же Италии, можно будет и достопримечательности осмотреть, и отдохнуть, и поесть, и закупиться, и развлечься, то Узбекистан станет один из центров мирового туризма, что позволит в разы поднять нынешний уровень жизни.