В августе 2017 года в Angel’s Café (бывшее Angel’s Food) в Ташкенте произошел пожар, после чего заведение закрылось на ремонт. Spot пообщался с представителем компании, название которой стало городским ориентиром, о том, как все начиналось и когда ждать буквального восстания компании из пепла.

Как в Ташкент пришли бургеры

В конце 90-х группа единомышленников, запустившая до этого ряд проектов в сфере общественного питания и гостиничного дела, заметила в Ташкенте рост моды на западный образ жизни — страна взяла курс на рыночные отношения, активно запускались приватизированные предприятия, в страну потекли иностранные инвестиции, начали заходить иностранные игроки:

«Тогда был настоящий „бум“ на все западное и европейское — начиная с музыки, заканчивая одеждой. В таких условиях и было принято решение открыть в Ташкенте фаст-фуд с бургерами», — вспоминает Боисхон Сафиев.

Боисхон Сафиев окончил лицей International House в Ташкенте, затем учился в Англии по направлению «Бизнес». С 2010 года менеджер компании, участвовал в работе Angel’s Food и до этого, сейчас развивает параллельно собственные проекты.

Начали искать место для будущего заведения и остановились на Мирабадском районе — оживленный перекресток улиц Афросиёб и Шахрисабз, который в те годы начал активно застраиваться бизнес-центрами.

К тому же заканчивалось строительство Юнусабадской линии метро, так что потенциально можно было открыть кафе в двух шагах от метро.

Так оно и случилось — Angel’s Food открылось в 2001 году в трех метрах от станции метро «Ойбек».

Фото: Mapio.net

«Лучше места в те годы было не найти. Два института, брендовые бутики, жители новостроек и сотрудники топ-компаний — все они были рядом с нами и составляли большую часть клиентуры. Дело быстро пошло на лад».

Через несколько лет заведение станет одним из ориентиров в городе, но мало кто знает, что предшествовало началу работ:

«Отсутствие фастфудов тогда было одновременно и плюсом, и минусом. С одной стороны, ниша была пуста, но, с другой, не было практически ничего. В итоге нам пришлось самим все заводить и производить».

Так как в Ташкенте никто не производил булочки для бургеров, компания привезла оборудование из Южной Кореи и сама запустила мини-производство для собственных нужд.

Фото: VisitUzbekistan.travel

Так же поступили и с поваром, которого пригласили из Сеула наладить работу и обучить местных специалистов. Аналогичным образом компания обеспечивала себя ингредиентами, соусом и другие составляющими.

Гамбургеры и чизбургеры, которые до того момента были многим знакомы лишь по голливудским фильмам, пришлись жителям столицы по душе, и заведение быстро обрело популярность.

«Мне один бургер через 30 секунд, пожалуйста»

Через год в компании, увидев, что ниша бургеров покорилась, решили пойти дальше и открыли формат, который по сей день остается в Ташкенте практически неразвитым — drive-through.

Drive-through — возможность обслуживать посетителей, не заставляя их покидать транспортные средства. Многие известные компании в области быстрого питания уже давно используют автораздачи для удобства клиентов.

Формат был популярен на Западе, его активно используют такие гиганты, как McDonald’s, но в Ташкенте мало кто решался его попробовать. Angel’s Food, имея хорошее место в городе и необходимые инструменты, рискнули и вложились в организацию удобного подъезда к зданию. Так появился Angel’s Drive.

Фото: Google Maps

В первое время дела обстояли не слишком хорошо — в день обслуживали не более десяти машин:

«Темп жизни тогда был другой. Но мы видели, что город входит в новую эру, когда время становится самым ценным активом, поэтому низкий спрос не особо беспокоил. Мы продолжали делать свою работу, сокращать время обслуживания и ждать».

Спустя пару лет drive обслуживал в день уже более 200 автомобилей. Средняя скорость подачи кофе и бургеров, составлявшая сначала несколько минут, снизилась до 30 секунд. Очень быстро формат вышел на прибыль и заслужил популярность у людей, которым нужно было быстро перекусить, не выходя из машины.

«Ангельские рестораны, бары и кальянные»

По той же схеме в середине 2000-х был арендован второй этаж, где открылся бар-ресторан Ellipse:

«Мы как будто снова запускали Angel’s Food — тогда в Ташкенте было много кафе, ресторанов, но классические бары можно было пересчитать по пальцам одной руки».

Через пару лет решили расшириться и бар переформатировали сначала в ресторан с авторской кухней, а затем и в кальянную — компания снова угадала, что будет популярно в следующем году.

«Сначала мы начали продавать бургеры, и начался „бургерный бум“. Затем мы открыли бар и через некоторое время их количество на рынке резко увеличилось. Затем мы перешли к авторской кухне — через пару лет конкуренция выросла и на этом рынке».

Следующим на очереди быль кальян. Снова та же схема — ниша практически не развита, Angel’s Food выстраивает процесс с нуля, превращаясь, таким образом, в «кальянную полного цикла».

«Это естественное развитие событий. Сначала в моде были бургеры, потом турецкая кухня, затем авторская кухня, кальянные. Мы старались вовремя заметить предпосылки и запускали новый проект».

Метро у Angel’s Food

Несмотря на рост интереса к бургерам, Angel’s Food долгое время оставалось практически монополистом. Это привело к тому, что заведение стало ориентиром: «Увидимся у Angel’s Food», «Продается квартира за Angel’s Food», «Наш офис через дорогу от Angel’s Food». Таксисты на просьбу «подбросить до Ойбека» переспрашивали: «У Angel’s Food, вы имеете в виду?».

Место стало культовым — тут назначали свидания, проводили деловые встречи, снимали фильмы.

Фото: Кадр из фильма Ko’zlaring Mayus

Один из немногих случаев, когда бизнес, расположенный у станции метро, перетянул на себя функцию ориентира, и станция «Ойбек» стала восприниматься в качестве «метро у Angel’s Food». В компании этому были только рады:

«Все 120 посадочных мест на первом этаже были заняты каждый день с 11:00 утра до 15:00 часов дня и после 18:00».

Полученную прибыль продолжили вкладывать в новые проекты. Заметив пустую нишу на рынке кейтеринга, компания начала прощупывать и эту почву — как и ожидалось, надо было и тут все начинать с нуля, к чему в Angel’s Food уже привыкли:

«Тогда кейтерингом занимались только гостиницы, мы решили, что на этом можно было бы неплохо заработать, и купили посуду, столы, наняли людей. Проект довольно быстро вышел в прибыль».

Angel’s Café — мы больше не фастфуд

В 2010 году было принято решение переключиться с фастфуда. Бургеры делать не перестали, но сфокусировались теперь на мясных блюдах, супах и кофе:

«Пик фастфуда, по нашему мнению, тогда уже остался позади. Безусловно, можно было бы и дальше этим заниматься, но это уже не приносило таких дивидендов, как в начале 2000-х».

В очередной раз предугадав спрос, компания, которая теперь называлась Angel’s Cafe, начала двигаться в сторону кофейни.

Фото: Angel’s Food

По традиции закупили все необходимое за границей, включая зерновой кофе, так как в Ташкенте его тогда негде было купить в нужных объемах. Особенно хорошо шли продажи кофе в drive:

«Темп жизни рос, как и культура кофе. Люди начали завтракать на улице, чего раньше никогда не было. Появился спрос на кофе, булочки, десерты с 7−8 часов утра».

Сначала в компании использовался труд бариста, но время подачи кофе затягивалось на несколько минут, что было недопустимо. Выход нашли в автоматизации — сначала частичной, а потом и полной.

В итоге процесс приготовления и подачи кофе, приготовленного из зерен, составлял не более минуты. Качество осталось на прежнем уровне, зато скорость выросла в несколько раз:

«Кофе-машины мы привезли из-за границы, использовали зерна, которые так и продолжили завозить, хоть и у нас потом появились местные продавцы — Jum, к примеру. Если правильно настроить жесткость воды, получается отличный кофе».

Видимо, кофе и в самом деле был отличный, так как компания в день тратила более 2 кг зерен.

Из 1 кг зерен можно получить 120−150 чашек кофе, соответственно, в день Angel’s Café продавали около 300 чашек в день. Это отличный показатель даже для сетей из двух-трех кофеен, что уж говорить об одном заведении.

Не было бы счастья, да «пожар помог»

В августе 2017 года в заведении произошел пожар. Причина банальная — замкнул провод. Огонь вспыхнул сначала в drive, затем перекинулся на все здание и дошел до второго этажа.

Фото: Kommersant.uz

Была ночь, так что жертв удалось избежать, но ущерб был причинен серьезный, в том числе полностью сгорела одна из кофе-машин:

«Пожар стал для компании новой точкой отсчета. Уже давно руководители планировали переформатировать заведение и начать работать по-новому, да все никак не доходили руки. Сейчас решили остановиться, все обдумать и решить, куда двигаться дальше».

С осени 2017 года в помещении ведется ремонт. Что тут будет, пока неизвестно, Боисхон говорит, что компания, как и предыдущие 17 лет, планирует стать первопроходцем и открыть нечто совершенно новое для Ташкента. Учитывая насыщенность рынка, задача не из простых, но уже есть пара соображений на этот счет:

«Не хотелось бы снова бургерную, кофейню, кальянную, ресторан авторской кухни или бар. Все это мы уже проходили. Тренды не стоят на месте, спала мода на лаваш, спадет и на кофейни с „Миллий таомлар“. Потом будет что-то новое, здоровая пища, например. Она очень популярна на Западе, в Японии и Корее, но здесь практически не развита, тогда как и у нас люди начинают задумываться над тем, чтобы еда была не столько вкусной, сколько полезной».

Сейчас drive работает в режиме небольшой будки, но в течение месяца планируется запуститься уже в полноценном формате:

«Прошло 15 лет, а drive так толком ни у кого, кроме нас, не появился. Меж тем, темп жизни продолжает расти — у людей все меньше времени на то, чтобы сидеть в заведении».

Еще несколько лет назад drive был вынесен в отдельную компанию. После пожара его окончательно отделят от кухни Angel’s Food и начнут масштабировать:

«Надеюсь, что драйв на старом месте откроется уже в течение месяца. Затем будем клонировать формат и открывать точки по всему городу».

А вот от второго этажа компания отказалась и вернула его арендодателю — хотят сконцентрироваться на тех проектах, что есть сейчас, к тому же drive всегда приносил отличную прибыль и масштабирование на весь город потребует всех ресурсов:

«Была новость, что кафе и ресторанам могут разрешить работать 24 часа в сутки. Было бы здорово — оживилась бы ночная жизнь, люди проводили бы больше времени на улице, а мы получали бы больше прибыли, ведь чем больше люди на улице, тем больше они хотят есть. Так что насчет спроса на наши drive мы не беспокоимся».

Точная дата открытия основного заведения пока неизвестна — в компании еще не определились с форматом, так что примерно это будет конец 2018 — начало 2019 года. Зато уже сейчас можно сказать: чтобы тут ни открылось, это место, скорее всего, еще на долгие годы останется в сознании жителей как Angel’s Food.