Узбекистан постепенно перейдет на инфляционное таргетирование, как следует из указа Президента Шавката Мирзиёева от 22 января.

До 1 июля разработают законопроект, концепцию и дорожную карту действий, направленных на совершенствование денежно-кредитной политики. Розничные банки при формировании процентных ставок и кредитовании будут использовать рыночные механизмы.

Переход на инфляционное таргетирование позволит обеспечить стабильность потребительских цен, не оказывая влияния на долгосрочный экономический рост; поддерживать низкие и устойчивые инфляционные ожидания, которые увеличивают эффективность денежно-кредитной политики; снизить зависимость долгосрочного реального валютного курса от процентной политики центрального банка.

О том, как это работает, пишет специалист Центра экономического развития Узбекистана Игорь Пугач специально для Spot.

Игорь Пугач

Специалист Центра экономического развития Узбекистана.

Что такое инфляционное таргетирование?

Это режим денежно-кредитной политики (ДКП) центрального банка, цель которого — сдержать рост цен. При этом промежуточным целевым ориентиром становится прогноз инфляции. ЦБ прогнозирует динамику цен и задает количественно-целевой ориентир по инфляции, не принимая на себя обязательств достичь других целевых ориентиров.

То есть ЦБ выбирает в качестве целевого показателя какой-либо индекс цен — обычно Индекс потребительских цен (ИПЦ) или производный от него показатель — и проводит ДКП так, чтобы прогноз не был превышен.

При этом другие показатели финансового и реального сектора (объем инвестиций, валютный курс, темпы экономического роста и т. д.) отходят для ЦБ на второй план.

С 1980-х годов на инфляционное таргетирование перешли Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Новая Зеландия, с 1999 года — Европейский Центральный банк, с 2001 года — Казахстан, с 2014-го — Россия.

Как инфляционное таргетирование влияет на динамику цен?

Через ограничение или расширение возможностей банковской системы вливать деньги в экономику. Это называется механизмом денежной трансмиссии. Он показывает, как предложение денег влияет на ситуацию на рынке товаров и услуг.

Происходит это примерно так:

  1. ЦБ меняет величину предложения денег.
  2. В результате меняется ставка процента на денежном рынке.
  3. Происходит реакция совокупных расходов.
  4. В ответ на это меняются цены и объемы производства в реальном секторе.

На изменение процентной ставки реагируют все виды расходов. При ее росте хозяйствующие субъекты сокращают инвестиции, а при «удешевлении» денег — увеличивают. Домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом, при его удорожании сокращают потребительские расходы, а при снижении — увеличивают.

Иностранные партнеры тоже реагируют, когда ЦБ повышает ставку процента. Это приводит к притоку иностранного капитала, в основном краткосрочного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает экспорт и увеличивается импорт.

Снижение процентных ставок запускает противоположный процесс: иностранный капитал, ориентированный на получение быстрых доходов, уходит из страны, курс национальной валюты снижается. Это стимулирует экспорт и ограничивает подорожавший импорт.

Цены в этом режиме реагируют на изменение спроса из-за изменения предложения денег. Если сдерживается спрос всех участников экономической деятельности, то и рост цен должен замедлиться, потому что возможность продать товары и услуги ограничена. А сдерживание роста цен — это и есть цель инфляционного таргетирования.

Инструменты инфляционного таргетирования

Основной инструмент — процентная ставка центрального банка по краткосрочным кредитам (однодневным, недельным, месячным), предоставляемым коммерческим банкам. В Узбекистане эта ставка равна ставке рефинансирования ЦБ.

Когда повышается ставка рефинансирования, коммерческие банки кредитуют клиентов по более высоким ставкам и сокращают спрос на кредиты ЦБ, стараются привлечь деньги с межбанковского рынка. Количество денег на рынке сокращается, возрастают процентные ставки для реального сектора, население и бизнес снижают спрос на кредитные ресурсы и свои расходы. Совокупный спрос снижается, и рост цен замедляется.

Не все банки обращаются в ЦБ за кредитными ресурсами, поэтому дополнительным инструментом инфляционного таргетирования можно считать нормы обязательных резервов (резервные требования). Это минимальная величина кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в виде вкладов на резервных счетах в ЦБ в качестве обеспечения своих обязательств.

Когда нормативы растут, у коммерческих банков остается меньше средств для кредитования реального сектора, из-за этого процентные ставки по кредитам растут, расходы реального сектора сокращаются, что замедляет рост цен.

В странах, где развит рынок краткосрочных государственных ценных бумаг, операции ЦБ по их купле-продаже — так называемые операции на открытом рынке — также могут быть инструментом влияния на ставки процента. При продаже государственных ценных бумаг происходит прямое изъятие денежных средств с финансового рынка, что вызывает рост процентных ставок по кредитам с теми же последствиями, что и описаны выше для других инструментов.

Плюсы инфляционного таргетирования

Преимущества режима инфляционного таргетирования его сторонники видят в следующем:

  • упрощается оценка успешности ДКП. Совокупность ориентиров ЦБ (объем денежной массы, курс национальной валюты, размер чистого притока капитала и др.) заменяется одним, представляющим собой синтез многих макроэкономических факторов — индексом роста цен;
  • большая свобода и гибкость для действий ЦБ — он не обязан немедленно реагировать на изменение валютного курса или платежного баланса. ЦБ обещал только, что «инфляция не превысит прогнозного уровня», а другие показатели — это результат взаимодействия многих рыночных сил;
  • снижается негативного воздействия «рациональных ожиданий» на результативность ДКП. Например, ЦБ добивается снижения курса национальной валюты, чтобы ограничить импорт и стимулировать экспорт, и для этого скупает иностранную валюту в течение некоторого времени. Население и бизнес, понимая, что импортные товары будут дорожать, стараются приобрести их уже сейчас, для чего увеличивают спрос на иностранную валюту. В результате в краткосрочном плане происходит не сокращение, а рост импорта, а курс национальной валюты снижается «рывком», потому что все ожидают, что он будет падать. Инфляционное таргетирование не афиширует ни инструментов, ни конкретных точек приложения усилий ЦБ, это сокращает возможности рыночных агентов «играть на опережение» и снижать эффективность политики;
  • стабилизация инфляционных ожиданий. Если «все знают», что цены будут расти, но не знают, насколько, каждый продавец старается уже сегодня максимально повысить цены. При этом не все продавцы могут продать свои товары или услуги по той цене, которую запрашивают. В экономике появляется нестабильность, препятствующая долгосрочному планированию, инвестиционной и инновационной деятельности. Заявление ЦБ, что он «не выпустит» инфляцию из прогнозных рамок, увеличивает определенность и стимулы к долгосрочной (а значит, прежде всего, к производственной, а не спекулятивной) экономической деятельности.

Всегда ли инфляционное таргетирование эффективно?

Инфляционное таргетирование эффективно, если рост цен вызван монетарными факторами, то есть его причины возможно устранить мерами ДКП. Когда рост цен вызывается внешними факторами, инфляционное таргетирование не приносит результата.

К внешним факторам относятся:

  • рост цен на важные для экономики импортные товары и сырье (металлы, нефтепродукты, древесину и др.), вызывающий повышение уровня цен внутри страны (импортируемая инфляция);
  • низкий уровень конкуренции, когда значительное число цен устанавливается монополистами. Потребители не могут отказаться от покупки товаров и услуг монополистов (будь то природный газ, сахар или автомобили), потому что не могут найти им замену. Это позволяет держать монопольные цены на границе платежеспособности и повышать их, не опасаясь оттока потребителей;
  • государственное регулирование значительной части цен и тарифов или важных для экономики цен;
  • неблагоприятные погодные условия в сельском хозяйстве или другие внешние неблагоприятные события. Если цены на сельхозпродукцию растут из-за неурожая, их невозможно сдержать мерами ДКП;
  • стремление органов власти осуществить определенные программы и профинансировать расходы вне зависимости от наличия источников средств. Если жесткая ДКП не сопровождается сокращением и оптимизацией государственных расходов, то инфляционное таргетирование бесполезно. А ЦБ не уполномочен осуществлять бюджетную политику.

Необходимо бороться с этими причинами и только потом переходить к инфляционному таргетированию. Иначе либо целевые параметры не будут выполнены, либо экономике будет больше вреда, чем пользы.

Из-за замедления роста совокупных расходов может замедлиться и экономический рост, из-за их сокращения могут снизиться объемы производства и занятости. При этом в глазах общественности «виноватым» окажется инфляционное таргетирование, потому что эти трудности возникли после его введения.

Чтобы эффективно использовать режим инфляционного таргетирования, необходимо доверие бизнеса и общества к политике ЦБ, к его способности осуществлять заявленную политику и добиваться поставленных целей Это подразумевает прозрачность и открытость деятельности ЦБ.

Инфляционное таргетирование имеет смысл только тогда, когда проблема инфляции действительно требует приоритетного решения.

Использование низкого уровня инфляции в качестве формальной цели ДКП и фактическая ее ориентация на решение других задач подрывает доверие к политике ЦБ и делает ее неэффективной.

Поэтому ЦБ должен быть достаточно самостоятельным, чтобы не допускать использования инструментов ДКП для решения других задач экономической политики (например, обеспечения определенной динамики курса национальной валюты) в ущерб достижению установленных показателей инфляции.

При использовании жесткого (полноценного) режима инфляционного таргетирования не следует также устанавливать целевых ориентиров по другим показателям денежной сферы, например, темпам роста денежной массы, потому что эти цели могут противоречить друг другу.

Лица, принимающие решения, должны осознать, что борьба с ростом цен административными мерами приводит к обратному результату, потому что у хозяйствующих субъектов появляются издержки, вызванные вмешательством государства в рыночные процессы.

Инфляция может быть снижена путем осуществления жесткой денежно-кредитной политики. Важно правильно выбрать меру этого ужесточения, чтобы краткосрочное отрицательное воздействие снижения предложения денег на реальный и финансовый сектор не было чрезмерным. Но период высокой инфляции — точно не время для осуществления всякого рода стимулирующей политики, приводящей к росту количества денег в обращении.

Инфляционное таргетирование основано на прогнозах, поэтому предъявляет высокие требования к статистическим и исследовательским подразделениям ЦБ.

При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма ДКП. Однако это знание всегда несовершенно из-за множества факторов, опосредующих воздействие предложения денег на реальный сектор, и временных лагов (промежутка между мерами ДКП и реакцией на нее экономики).

Проблема усугубляется качеством статистических данных и длиной доступных хронологических рядов данных. Отсутствие или несопоставимость данных серьезно затрудняет качественное прогнозирование и снижает эффективность использования инфляционного таргетирования.

Чего можно ждать от инфляционного таргетирования в Узбекистане?

В информации об итогах 2017 года и задачах на 2018 год на сайте ЦБ РУз говорится, что «с учетом потребностей экономики в кредитах, в 2018 году предусматривается удержание темпов роста денежной массы в пределах 12−14%». В то же время ЦБ прогнозирует рост ВВП Узбекистана на 5,5−6%.

При этом темпы инфляции прогнозируются на уровне 11,5−13,5% в следующем году, что выглядит заниженным из-за недооценки скорости обращения денег.

Переход к инфляционному таргетированию объявляется задачей, которая будет решаться в среднесрочной перспективе. В таком случае переход к этому режиму можно начать с установления экспериментального (или упрощенного) таргетирования инфляции (inflation targeting lite).

Хотя есть понимание того, что инфляция по меркам стран с развитой рыночной экономикой «будет высокой», но пока нет четких целевых ориентиров инфляции. К тому же существуют не менее приоритетные задачи, которые должны решаться средствами денежно-кредитной политики — поддержание экономического роста, стабильность валютного курса, поддержание ликвидности банковской системы.

Не следует сбрасывать со счета и тот факт, что уровень доверия населения и хозяйствующих субъектов и населения к банковской системе и ДКП пока недостаточно высок. В таких условиях преждевременно устанавливать жесткие ориентиры по инфляции и снимать с ДКП ответственность за другие показатели. Важнее не превысить складывающегося «имплицитно» прогноза по инфляции.

Если ЦБ спрогнозировал, что ИПЦ в 2018 году не превысит 13,5%, то добиться этого важнее, чем установить какие-то более жесткие ориентиры и потом не выполнить их.

Выполнение заявленного прогноза повысит доверие к политике ЦБ и сделает возможным переход к полноценному инфляционному таргетированию с одновременным отказом от решения других задач средствами ДКП.

Если бизнес и население поверят в способность ЦБ сдерживать инфляцию, а бюджетная политика будет умеренной и также направленной на сдерживание роста цен, макроэкономическая ситуация в стране улучшится, возникнут предпосылки для планирования и расширения долгосрочных инвестиций, роста ВВП и занятости на рыночной основе.

Снижение темпов роста цен приведет к росту благосостояния населения не только потому, что не будут стремительно расти расходы, но и потому, что увеличится возможность получения доходов.