«Создавать продукт мне интереснее, чем продавать»

Я отучился в ТУИТ, на втором курсе начал работать в одном из местных интернет-провайдеров. Занимался администрированием сетей, созданием внутренних ресурсов, получил хороший опыт и решил сделать что-то свое. Хотел создать ресурс в Tas-IX, который бы не был привязан к провайдеру.

В первую очередь был движим идеей работать на себя. Около полутора лет поработал фрилансером. Конечно, фрилансить на зарубежные проекты может быть финансово выгоднее, но куда интереснее работать над одним проектом, развивать его, чем каждый раз браться за какую-то часть разных проектов, сдавать и по выполнении забывать о них.

Начал анализировать, что я умею и как могу на этом заработать. У меня никогда не было предпринимательской жилки, всегда был человеком технического склада ума, которому никогда не было интересно как продать продукт, а был интересен процесс его создания. Всю свою сознательную жизнь я именно этим и занимаюсь — созданием продуктов.

Я хотел заниматься интересным проектом, который приносил бы какие-то деньги для его же развития, чтобы не задумываться о средствах. В итоге появилась идея создать онлайн-кинотеатр.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Первая задача — научить потребителей платить за контент

Наш проект предоставляет пользователю удобный доступ к аудиовизуальному контенту, так что это самая важная его составляющая. Трое наших контентщиков следят за тем, чтобы сайт был заполнен актуальным и востребованным контентом.

В основном это, конечно, фильмы и сериалы. Также выкладывали заседания Международного пресс клуба, передачу «Альтер-эго», далее планируем транслировать обучающие и образовательные видео. Стараемся поддерживать и поощрять авторский контент, который генерируется у нас.

По сравнению со средней ценой на подписку на мировые ресурсы (примерно 10 долларов — чуть больше 81 000 сумов), наш сервис с оплатой 10 000 сумов в месяц очень дешевый, и проценты, которые капают авторам контента, совсем маленькие. А ведь создание контента само по себе дорогостоящее занятие, и, естественно, авторы хотят хорошо зарабатывать на этом. Поэтому первая задача — научить потребителей платить за контент.

Сначала у нас был только сайт, но потом исходя из предложений подписчиков пришли к созданию мобильного приложения, сначала для Android, потом и для iOS. Позже на нас вышли из Samsung с просьбой разработать для их телевизоров приложение-клиент для доступа к IPTV на нашем сервисе.

Рынок сам диктует, что нужно делать и что создавать. Главное — быть внимательным к своему потребителю и вы поймете, в каком русле двигаться.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Монетизация

В проект вложился знакомый инвестор. Сложно сказать, сколько мы вложили: не вели подсчетов,часто вкладывали и собственные деньги, если была необходимость. Делали как нравилось, не жалея времени и средств. Больше всего ушло на оборудование: сервера, файловые хранилища, энкодеры, для каждой отдельной задачи свой специализированный сервер.

Стоимость одного абонента очень маленькая, в этом специфика бизнеса на контенте. Чтобы получить прибыль, абонентов должно быть очень много. А это технически непросто: у всех у них свои желания, бывают проблемы с сервисом, неполадки. Со всеми нужно быть на связи, уходит много времени и ресурсов на это. В день обращаются сотни человек с различными проблемами, что-то не работает, не получается оплатить, чего-то нет на ресурсе. Теперь уже больше вкладываем в техподдержку, чем на все остальное.

В первый год проект не монетизировался. Мы хотели выявить все проблемы, довести сервис до такого уровня, чтобы не стыдно было за него брать деньги.

C началом монетизации количество пользователей резко упало, но за год мы смогли снова набрать прежнее количество. Проект пока на стадии окупаемости, думаю, еще год-два мы будем на этой же ступени.

Сейчас у нас свыше 17 тысяч пользователей, мы стабильно в топ-30 по посещаемости в общем рейтинге сайтов Tas-IX.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сложности

Миллион раз были моменты, когда хотелось все бросить. Удерживало упорство, я работал по 12 часов в день.

Очень многими задачами на проекте занимаюсь я сам. Сетевое администрирование, настройка серверов, бэкенд- и фронтэнд-программирование, разработка мобильных приложений — пришлось все освоить, чтобы проект удался.

Если ты чего-то не знаешь в какой-то из сфер, очень сложно найти подходящего разработчика и грамотно сформулировать техническое задание. Так как у каждого есть свое видение. Также это важно, чтобы обезопасить себя от недобросовестных сотрудников, которые скажут, что на какую-то задачу нужно два месяца, если на самом деле хватит двух дней. К счастью, с разработчиками проблем не было, они у нас толковые ребята.

Желающих пользоваться услугой огромное количество, но не всегда есть возможность до всех довести сигнал. Поэтому мы активно сотрудничаем с интернет-провайдерами (налаживание дополнительных линий связи, отладка проблем с доступом), чтобы обеспечить хороший сигнал и открыть более широкий доступ для пользователей.

Продвигали проект через соцсети, через оптимизацию на приложения, периодически продвигались через местные сайты. Рекламу делаем сами. Все направления рекламы были по своему полезны, что-то помогло формированию имиджа, а что-то способствовало увеличению трафика.

Мы не использовали все каналы рекламы одновременно, использовали с перерывами, чтобы оценить эффективность каждого канала и направление его действия. Все зависит от задач, которые мы ставим перед собой на определенный период, исходя из них выбираем тот или иной вид рекламы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Узбекский контент — на мировой рынок

Мы сотрудничаем с мобильными операторами, с производителями телевизоров Samsung, интернет-провайдерами фиксированного трафика, местными правообладателями узбекского контента.

В планах работать со всеми местными интернет провайдерами и сотовыми операторами. Намерены охватить абсолютно все девайсы, которые только есть на руках у людей: телевизоры всех марок, все мультимедийные устройства. Для этого нужно немного времени, но это вполне осуществимо.

Основная же наша задача — стать поставщиками узбекского контента на мировой рынок. Вопросов по авторскому праву много, есть свои сложности. Но потихоньку можно научить потребителей контента и самих авторов уважать право на интеллектуальную собственность.

Мы заинтересованы в том, чтобы у нас генерировался авторский контент, потому что если мы продолжим сидеть на зарубежном контенте, это ни к чему хорошему не приведет.

Нужно генерировать свой собственный контент — узбекоязычный, русскоязычный. Это всегда выгоднее, потому что отпадает необходимость платить за иностранный контент. Надо самим все делать.

Для этого мы идем к местным правообладателям, заключаем с ними договора, чтобы они могли видеть в этом стимул, видели финансовую поддержку от местных стриминговых сервисов, и дальше продолжали создавать контент, а мы его продолжали реализовывать и вместе зарабатывали.