Потенциал ореховой древесины практически не раскрыт

Идея основать свое дело по обработке ореха лежала на поверхности, говорит вдохновитель проекта Марат Дарчиев, учредитель и начальник производства:

«У меня был опыт работы с деревом, можно сказать, наследственный (и отец, и дед работали в этой сфере). До этого я руководил производством паркета, но этот бизнес изжил себя. Я понимал, что производство посуды из ореха имеет огромные перспективы. В первую очередь из-за внешнего вида готовой продукции — посуда выглядит очень дорого и стильно».

99% используемого компанией сырья — орех, причем исключительно отечественного производства. Оказалось, обработкой этого вида древесины мало кто занимается, в Узбекистане его потенциал практически не раскрыт.

Перед регистрацией ООО команда провела небольшой мониторинг рынка. Тогда, в 2016 году, в Ташкенте начался ресторанный бум, который продолжается до сих пор.
 Исследование показало, что у ниши большое будущее.


Соучредители Шерзод Исаханов (слева) и Марат Дарчиев (справа). Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вложения и маржинальность

Бизнес-плана в его привычном представлении на старте не было:

«Я как специалист понимал, что с этими кусками древесины делать, во сколько это обойдется. Ребята понимали, куда это продать», — говорит Марат.

За полтора года существования бизнес пока не достиг точки безубыточности. Но маржинальность достаточно высокая — порядка 30%.

Сумма первоначальных вложений составила около 30 тысяч долларов. При этом в распоряжении компании уже было производственное оборудование от предыдущего проекта.

Сейчас компания арендует цех, в котором есть всё необходимое для работы с деревом. Если бы пришлось закупать оборудование, стартовый капитал составил бы порядка 60 тысяч долларов, отмечают руководители.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Каждый из учредителей вложил личные средства, за кредитами не обращались, и вот почему:

«На мой взгляд, с нашими банками очень тяжело работать: очень дорогое обслуживание, очень дорогие деньги. Начинающему предпринимателю нереально получить кредит. Для этого нужны сумасшедшая сумма залога и куча документов. При тех ставках, которые есть, не знаю, чем нужно заниматься, чтобы отбивать эти кредиты», — Марат Дарчиев.

В компании четыре учредителя: начальник производства Марат Дарчиев, начальник отдела технического контроля Азат Жарылкаганов, генеральный директор Шерзод Исаханов, экономист Карен Назарян.

Две недели не выходили из цеха

Был момент, когда хотелось всё бросить. Первые партии подносов разваливались вскоре после начала использования:

«Мы две недели не выходили из цеха, чтобы понять, как сделать посуду прочной и долговечной. Секрет был раскрыт, и вот уже год у нас ни одно изделие не расклеилось», — Марат Дарчиев.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В остальном риски те же, что и у любого производства: отключения электроэнергии, человеческий фактор.

«Всегда может случиться, что кто-то устанет или перегорит. Здесь нас выручает то, что каждый из четырех учредителей / руководителей может легко заменять друг друга. Мы не разделяем, кто главный, кто не главный. Наша команда основана на доверии, мы все подружились в ходе развития бизнеса. При том, что мы не были близкими людьми, когда начинали общее дело», — рассказывает Марат.

Самая действенная реклама — сарафанное радио

На первых этапах использовали стандартный набор инструментов для продвижения:

«Facebook, Instagram, рекламный баннер у дороги висел. При этом мы сами ездили по ресторанам и демонстрировали свою продукцию. Люди удивлялись, что такие изделия здесь делаются, а не привозятся из Китая или Эмиратов. Но поначалу, конечно, нам не доверяли. Мы также давали платную рекламу на Olx.uz и других подобных площадках, делали рассылки в Telegram, через знакомых рестораторов. Но самой сильной и действенной рекламой оказалось сарафанное радио», — Шерзод Исаханов.


Фото: facebook.com/ForestMasterUZ

Первыми партнерами компании стали отель Wyndham, бар «Жигули», потом были контракты с Burger and Lounge grill bar, City Grill, Pétrovič.

«Сейчас почти любой ресторан, где вы видите деревянную посуду, работает с нами, — говорит Шерзод. — Еженедельно выполняем по десять заказов».

Идти навстречу капризам шеф-повара

Команда сделала свои козырем индивидуальный подход:

«В отличие от производителей, которые предлагают стандартные наборы, мы создаем продукцию с учетом пожеланий заказчика. Шеф-повара — они ведь как художники, очень творческие люди, у них постоянно какие-то идеи возникают в плане подачи блюд. Мы идем навстречу их капризам. У нас они находят то, чего не могли найти в других местах», — рассказывает Марат.


Фото: facebook.com/ForestMasterUZ

В производстве не используются лаки, применяется естественная пропитка — масло, прополис, пчелиный либо пищевой воск.

Посуду протестировали в различных лабораториях, также компания получила сертификат качества и гигиенический сертификат.

«Пока мы единственные в Центральной Азии, кто получил эти документы на посуду из дерева, — отмечает Шерзод. — Для наших изделий была специально создана нормативная документация. До нашего обращения в сертификационных органах не было прецедента, чтобы производство подобной продукции как-то регламентировалось и сертифицировалось».

Второе направление: мебель из цельного дерева

Фото: из архива компании

Параллельно Forest Master развиваем еще одно направление, связанное с ореховой древесиной — это производство слэбов (столешниц из цельного дерева), нестандартной ресторанной мебели и мебельных щитов:

«Выбрали это направление, потому что в Ташкенте им практически никто не занимается. При этом каждый ресторан хочет, чтобы у него был уникальный, узнаваемый и стильный интерьер. Изделия для каждого ресторана, будь то барные стойки со слэбами или любая другая мебель, абсолютно индивидуальны и зависят только от желания клиента и нашей с ним фантазии, поэтому невозможно сказать, какова маржинальность в этом направлении. Древесина для того или иного изделия может отличаться по цене в 10 раз. Такая же разница может быть и в затратах на ее обработку».

Поднос для ресторана в Казахстане. Фото: facebook.com/ForestMasterUZ

У компании есть планы наращивать экспорт: уже вышли на рынок Казахстана, где налажена работа с несколькими ресторанами. Образцы продукции отправились также в Россию и Чехию, сейчас ведутся переговоры. В России компанию представляет торговый дом «Тасвария».

"Нашей изначальной целью было покорить местный рынок и полностью завоевать его. Этот бизнес мы рассматриваем стратегически", — отмечает Марат.

Сделать бизнес на художественном процессе

К сотрудничеству компания старается привлекать людей, которые нестандартно мыслят и предлагают нестандартные решения. И это касается не только творческих вакансий.

«Клиенты часто обращаются к нам, не имея четкого представления о том, чего именно они хотят, как должны выглядеть изделия, которые они заказывают, в готовом виде, — рассказывает Шерзод. — Иногда приходится достаточно долго согласовывать дизайн. Благо есть дизайнер, который создает модели на компьютере».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как оказалось, между ремесленничеством и производством посуды как видом бизнеса — огромная разница:

«Мы не художественная мастерская, где сидят резчики по дереву, которые получают доход от продажи единичных изделий. Мы управляем производством, соответственно, нам нужно содержать сотрудников, обслуживать оборудование, платить налоги. Необходимо за один раз делать минимум десять изделий, чтобы окупились расходы на электроэнергию. Ремесленник работает для себя, создает штучные художественные изделия, получает моральное удовлетворение от процесса творения. Мы пытаемся из этих художественных вещей сделать бизнес».