Центральный банк рассказал, как будет переходить на инфляционное таргетирование. В частности, регулятор сообщил, что выбор этого режима в условиях Узбекистана объясняется рядом предпосылок:

  • Во-первых, на сегодняшний день инфляционное таргетирование зарекомендовало себя как наиболее действенный режим денежно-кредитной политики, который наилучшим образом соответствует поставленным целям по эффективному обеспечению ценовой стабильности в среднесрочной перспективе.
  • Во-вторых, опыт применения альтернативных режимов валютного или монетарного таргетирования свидетельствует об их несоответствии современным требованиям и реалиям Узбекистана.

К примеру, при режиме таргетирования обменного курса необходимость постоянного поддержания его на целевом уровне резко повышает риски истощения международных резервов и возникновения валютных кризисов.

В ЦБ считают, что таргетирование обменного курса ограничивает возможность автоматического сглаживания внешних шоков с помощью корректировки обменного курса.

Там же отмечается, что кроме того, ссужается возможность проведения независимой денежно-кредитной политики на основе внутренних приоритетов, так как при этом режиме усилия центрального банка направлены только на поддержание обменного курса.

С другой стороны, в условиях либерализации и структурных изменений в экономике, а также наличия теневой экономики могут наблюдаться резкие изменения в денежных агрегатах, что существенно осложняет установление и достижение целевых показателей при монетарном таргетировании.

«Предпринятые шаги по либерализации валютной политики, а также четкое определение приоритетов по обеспечению ценовой стабильности создают базовые предпосылки для перехода на инфляционное таргетирование», — отмечается в сообщении регулятора.

Как показывает международный опыт, переход на режим инфляционного таргетирования требует наличия определенных макроэкономических условий и реализации комплекса мер, направленных на:

  • повышение эффективности передаточного, т. е. трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики;
  • дальнейшую либерализацию и совершенствование деятельности валютного рынка;
  • совершенствование имеющихся и внедрение современных рыночных инструментов денежно-кредитной политики;
  • развитие и повышение прозрачности деятельности межбанковского денежного рынка;
  • укрепление потенциала в области проведения анализа и составления макроэкономических прогнозов;
  • повышение прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики в целях информирования широкой общественности о применяемых инструментах и конечных целях проводимой политики;
  • совершенствование коммуникационной политики;
  • развитие институциональной базы Центрального банка;
  • развитие финансовых рынков, в том числе рынка государственных ценных бумаг;
  • эффективную координацию макроэкономической политики;
  • успешную реализацию структурных реформ во всех отраслях экономики.

В целом, переход на инфляционное таргетирование требует кардинального пересмотра и совершенствования всех основных аспектов денежно-кредитной сферы, чем регулятор и намерен заняться в краткосрочной перспективе.

«Вместе с тем, в условиях продолжающего процесса либерализации внутреннего валютного рынка в Узбекистане канал валютного регулирования также переплетается с каналом инфляционных ожиданий, когда девальвация обменного курса национальной валюты усиливает инфляционные ожидания населения», — отмечает регулятор.

В связи с тем, что переход на режим инфляционного ожидания требует наличия плавающего обменного курса, свободно формирующегося в рыночных условиях, актуальной задачей в среднесрочной перспективе является постепенное ослабление с последующим нивелированием взаимосвязи между каналами валютного курса и инфляционных ожидания населения.

Однако, специфическая сторона данного канала исходит из ценообразования на рынке фирм. В частности, фирмы, ожидающие инфляцию в будущем, повышают цены немедленно, что приводит к соответствующему повышению инфляции в настоящее время.

Относительно высокий уровень инфляционных ожиданий по сравнению с целевыми показателями центрального банка указывает на наличие пессимистических ожиданий со стороны общественности касательно его способности удержать инфляцию под контролем. Такая ситуация может привести к необходимости резко повысить процентную ставку.

В условиях Узбекистана, когда происходят структурные преобразования и экономическая либерализация, инфляционные ожидания возрастают, могут приобрести инерционный характер и сохраняться определенное время в будущем.

Переход к режиму инфляционного таргетирования требует укрепления доверия и формирования инфляционных ожиданий, основанных на политике Центрального банка в будущем, считает регулятор.

Ранее специалист Центра экономического развития Игорь Пугач специально для Spot объяснял, что такое инфляционное таргетирование и зачем оно нужно Узбекистану.