Ушел с работы и вложил все сбережения в бизнес

Я окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Работал программистом в Fido-Biznes, Softline Uzbekistan, достаточно неплохо зарабатывал.

Но работать на других мне было неинтересно: следуешь чьим-то правилам, сидишь в офисе с девяти до шести, никакого драйва. Правда, теперь выходной и тем более отпуск стали непозволительной роскошью.

Идею разработать программу для автоматизации бизнеса принес в 2007 году мой друг. Крупной компании-дистрибьютору, в которой он работал, нужен был софт для обработки заказов и автоматизации склада.

Я загорелся. В 2008 году начали разработку Smartup — сидели над ней по вечерам и выходным в кафе Golden Wing или у меня в квартире. Первую версию разрабатывали больше года. Как я теперь понимаю, она была примитивна — поддерживала только принятие заказа.

На первых порах я сам ходил к бизнесменам, потенциальным клиентам, чтобы предлагать им продукт. Слушали меня без особого восторга.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Однако все-таки появилось два постоянных клиента, и тогда я ушел с работы, чтобы целиком заниматься Smartup. В 2012 году зарегистрировал компанию Greenwhite Solutions, снял небольшой офис, купил компьютеры и другую технику. На это ушли все мои сбережения, зато удалось избежать кредитов.

Предпринимательского опыта у меня не было, я просто с самого начала верил, что программа будет востребована. Мой энтузиазм никто не разделял, даже друзья.

Доходы, расходы, кадры

Поначалу мы сами приходили к клиентам и давали использовать программу бесплатно. Позже большую роль сыграли рекомендации: сарафанное радио по-прежнему остается самым эффективным инструментом продаж.

Со второго года работы компания начала стабильно приносить доход. Ко мне присоединились еще три соучредителя. Все полученные деньги мы реинвестировали: развивали новые проекты, нанимали квалифицированных специалистов.

На старте мы продавали от 30 до 80 копий программы в год. Я сам был и штатным директором, и программистом, и бухгалтером, и интегратором.

Сколько сейчас продаем, сказать не могу — это конфиденциальная информация. Для понимания скажу, что сегодня мы обеспечиваем 27 специалистов конкурентоспособной заработной платой и хорошими условиями.

У нас более 70 крупных клиентов — компаний, в которых работает не менее 60 человек, плюс множество компаний поменьше.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Со временем модель ведения бизнеса изменилась. Раньше программа продавалась разово. С 2014 года мы стали продлевать лицензию по подписке.

Сначала на эту модель смотрели с недоверием, думали, мы просто хотим заработать побольше. Но наши клиенты часто бывают за границей и видят, что в мире многие продукты также продаются по подписке. Так у пользователя всегда есть актуальная версия программы и не приходится каждый раз выкладывать большие деньги на ее приобретение.

Мы порой сталкиваемся с непониманием ценности IT-продукта. Меня часто называли аферистом. Спрашивали, зачем платить такие деньги, когда можно купить диск за 15 тысяч сумов на Янгиабаде? Были случаи, когда просили установить программу бесплатно.

Далеко не все понимают, сколько труда затрачивается на разработку. Интеллектуальный труд недооценивают.

Между тем от 60% до 80% наших расходов — это зарплата сотрудников. Мы редко берем готовых специалистов, мы обучаем их под себя. Предпочитаем приглашать на собеседования студентов вторых-третьих курсов, в основном из ТУИТ или Университета Инха.

На собеседованиях проводим специальный технический тест. Если кандидат с ним справляется, мы берем его на работу. Студентам можем также оплатить контракт в университете.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Целевая аудитория и рынки

Любой IT-продукт должен быть заточен под клиента. Мало кому нужен швейцарский нож. Пользователь хочет получить минимизированный продукт, который решает основные проблемы, а не подстраивать бизнес-процессы под программное обеспечение. Клиент — главный, потому что он платит деньги.

Сейчас у нас несколько продуктов для фармпредставителей, медицинских работников, дистрибьютеров и HR-специалистов. Автоматизировать можно любые процессы: продажи, складскую логистику, финансы, маркетинг, мониторинг проектов и сотрудников.

Местные производители используют программу как единый инструмент для работы не только в Узбекистане, но и за границей. Именно так мы стали выходить на соседние рынки — благодаря рекомендациям пользователей. Есть клиенты в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане. Планируем выйти на рынки Монголии и арабских стран. Так как эти страны очень близки нам с точки зрения культуры и менталитета.

Скоро запустим новый продукт VeriFix — для обеспечения безопасности: он отслеживает по камерам, кто пришел на территорию и сколько там пробыл. Если на территории оказался посторонний, охрана сразу получит сигнал.

О кадровом голоде и проблемах IT в Узбекистане

Вузам Узбекистана нужно пересмотреть свою программу. Потому что программист сам по себе ничего не сможет создать. Его должны направлять, давать знания и прививать актуальные навыки.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

На рынке не хватает проект-менеджеров и бизнес-аналитиков. Важно анализировать, какие потребности есть у клиентов, какой софт может их решить, сколько будет стоить разработать этот софт — себестоимость и расходы. Программисты этого сделать не могут. Они как художники, их дело — создавать продукт, опираясь на проведенные исследования.

Во всем мире сфера IT еще относительно новая. Поэтому кадровый голод здесь особенно ощутим.

Для развития IT-сектора в Узбекистане нужно больше дата-центров, таких как Amazon Web Service, клауд-хостингов. Это будет плюс не только для местных разработчиков, но и для местного бизнеса. То, что есть у нас сейчас, работает нестабильно, некачественно и стоит в разы дороже, чем, например, в соседнем Казахстане.

Также у нас не хватает консалтинговых услуг. Нужно больше консультантов, курсов по подготовке специалистов, коворкинг-центров. У меня в планах создать свой коворкинг-центр, в котором я буду обучать IT-специалистов и помогать развивать стартапы.

Что еще немаловажно: чтобы удержать специалистов, которые уезжают за границу, нужно создавать условия не только для работы, но и для отдыха. После стрессового рабочего дня, после завершения большого проекта человек должен отдыхать. У нас не хватает вариантов качественного досуга в туризме, индустрии развлечений. Мне об этом говорят многие друзья, уехавшие за рубеж.

Сам я не планирую уезжать из Узбекистана, я предпочитаю создавать условия для успеха на родине, чем ехать «на всё готовое».