Как Spot сообщал ранее, Президент утвердил Программу развития электронной коммерции на 2018−2021 годы постановлением «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции».

О том, как документ повлияет на развитие сферы, какие еще проблемы нужно решить и каков потенциал e-commerce в Узбекистане, рассказывает председатель Ассоциации электронной коммерции Музаффар Азамов.

Музаффар Азамов

Председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана, учредитель интернет-магазина mato.uz

О потенциале роста e-commerce в Узбекистане

Электронная коммерция в Узбекистане в зачаточном состоянии, на рынке очень много свободных ниш. Я даже затрудняюсь перечислить наиболее перспективные, их много. Наиболее перспективными считаю все-таки услуги, например, транспортные, информационные, финансово-технологические и другие.

Сейчас услугами онлайн-магазинов и сервисов пользуются в основном жители крупных городов Узбекистана, в которых концентрируется наиболее платежеспособная часть потребителей. Это нормально, так же начиналась электронная коммерция и в других странах. Например, в Казахстане основные заказы до сих пор поступают из трех наиболее крупных городов.

Правительство работает над совершенствованием инфраструктуры (кратное увеличение скорости интернета, зон покрытия и т. п.), а также принимает меры, направленные на рост благосостояния населения, особенно в регионах, путем создания новых производств, рабочих мест и др. Думаю, что в долгосрочной перспективе это и даст новый импульс развития e-commerce в наших регионах.

Узбекистан с более чем 30-миллионным населением, с выгодным географическим расположением, развитой транспортной инфраструктурой, несомненно, представляет определенный интерес для зарубежных, в первую очередь, региональных игроков из стран СНГ, которые проявляют пристальное внимание, а некоторые уже начали заходить на наш рынок, например, «Яндекс.Такси».

Ряд казахстанских и белорусских сервисов также готовятся к выходу в Узбекистан. Что касается международных игроков, таких как Paypal, Amazon и других, которыми уже пользуются наши потребители, думаю, мы им пока неинтересны. Но только пока, и то ненадолго.



Почему всё так сложно с валютным эквайрингом

Чтобы развивать экспорт товаров и услуг, онлайн-сервису необходимо принимать платежи через карты Visa, Mastercard, China UnionPay и другие. Почти год назад mato.uz стал первым интернет-магазином в Узбекистане, который подключил валютный эквайринг, принял такой платеж из-за рубежа и отправил товар заказчику по почте.

По большому счету, каких-либо законодательных или технических препятствий для подключения онлайн-сервиса к валютному эквайрингу в Узбекистане нет. Технически подключить интернет-магазин к уже работающей системе — дело получаса.

Но вот чтобы предложить бизнесу такую услугу, конкретному банку необходимо провести большую подготовительную работу по приобретению лицензионных программных продуктов, сертификатов международных платежных систем, подготовке персонала и т. д., что потребует времени от полугода и выше, и значительных финансовых инвестиций в несколько миллионов долларов США.

Это не всякий узбекистанский банк осилит, кроме того, это долгие инвестиции, они не начнут сразу приносить ощутимые деньги банку.

Если же говорить о тенденциях, с момента поступления первого реального платежа в августе прошлого года объем валютных транзакций за это время уже превысил 1 млн долларов США. Тенденция, как говорится, налицо.

Думаю, что проблема не только в банках. Основной бизнес банков — это все-таки заниматься непосредственно банковской деятельностью: например, выдавать кредиты, а валютный эквайринг, при всей его важности, находится на периферии их внимания, так как это не основной источник дохода.

На более развитых рынках онлайн-сервисы, уже, как правило, работают не напрямую с банками, а через сайты — агрегаторы различных платежных систем, как международных, так и локальных.

Глубокая специализация на платежах позволяет им обеспечить высокий уровень сервиса для интернет-магазина, а банку предложить интересные объемы денежных поступлений.

При этом взимаемая агрегаторами комиссия сопоставима с той, которой банк предоставил бы интернет-магазину при работе напрямую, но с более низким уровнем сервиса.
 Я считаю, нашему рынку электронной коммерции уже нужны такие сервисы, и в ближайшие два-три месяца на наш рынок зайдет агрегатор paybox.com, работающий в Казахстане, России, Кыргызстане.

Какие проблемы решит программа развития e-commerce

Постановление Президента «Об ускоренном развитии в электронной коммерции» — революционный документ, который стал руководящим как для государственных органов, так и для бизнеса.


Факторов, которые тормозят развитие электронной коммерции, много, я попытаюсь выделить наиболее важные. По сути, все они нашли свое решение в постановлении.

  • Первое — фрагментарное законодательство по электронной коммерции. Есть нормативные документы, описывающие ту или иную часть электронной коммерции, но в целом то там, то тут существуют пробелы, казалось бы, незначительные, но мешающие развитию отрасли.
  • Второе — излишние бюрократические процедуры, также затрудняющие ведение бизнеса.
  • Третье — отсутствие единой государственной политики по развитию электронной коммерции в Узбекистане.

Еще один немаловажный момент: теперь не нужно вносить данные в Единую экономическую информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) при экспорте через онлайн-площадки товаров до 3000 долларов США.

Наша ассоциация смогла убедить коллег из министерств и ведомств и включить эту норму в постановление.

Разумеется, государству важно знать, кто, что, сколько, кому и когда экспортировал, и это не так накладно при операциях «бизнес — бизнесу» со средним контрактом от 5000 долларов и выше, но для интернет-магазина, работающего в формате «бизнес — потребителю» со средним чеком в 50−150 долларов это дополнительная, скажу прямо, непосильная бюрократическая ноша. Да и государству попытка проконтролировать это сегмент экспорта оборачивается «стрельбой из пушек по воробьям».

В целом документ определил политику государства в области электронной коммерции и заложил серьезную правовую основу для дальнейшего развития отрасли и общества в целом. Наши белорусские и российские коллеги оценивают этот документ как прорывной.

Чем еще занимается Ассоциация электронной коммерции

Миссия ассоциации в первую очередь просветительская, так электронная коммерция выгодна всем: потребителю, государству, бизнесу и обществу.

  • Так, у потребителя появляется возможность в удобное время покупать качественные товары, в том числе и в отдаленных населенных пунктах.
  • Государство получает прозрачность платежей и налоговых поступлений.
  • Бизнес — возможность построить масштабируемый бизнес, работающий 24 часа 7 дней в неделю и 365 дней в году.
  • Для общества электронная коммерция — это некий «социальный лифт» для ее одаренной и креативной части и возможность самореализации, т. к. основные вложения — интеллектуальные, а затем финансовые.

Создание ассоциации началось с моего письменного обращения к Президенту о проблемах, препятствующих развитию электронной коммерции и предложения по их устранению в октябре прошлого года. Ответ, подготовленный Государственным налоговым комитетом в духе «рассмотрим и учтем», меня не устроил. Мое повторное обращение уже рассмотрело Министерство коммуникаций и развитию информационных технологий, которое организовало встречу с бизнесменами.

В ходе встреч у нас, бизнесменов, росло понимание необходимости создания Ассоциации электронной коммерции Узбекистана — независимого органа, отстаивающего интересы этой перспективной отрасли, способной внести огромный вклад в общественное и экономическое развитие нашей страны.

Ассоциация была учреждена в феврале 11 отечественными интернет-компаниями и практически сразу наладила тесное взаимодействие с Мининфокомом — уполномоченным органом, ответственным за развитие электронной коммерции в Узбекистане.

С момента первого, тогда еще моего личного, обращения и до подписания Президентом постановления «Об ускоренном развитии электронной коммерции» прошло меньше девяти месяцев. Как признался один мой коллега, он до последнего не верил возможность принятия такого революционного по содержанию документа.

Ассоциация назначена соисполнителем отдельных пунктов Программы развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2018−2021 годы.

Также совместно с Мининфокомом мы продолжаем активно работать над подготовкой новых подзаконных актов и внесение изменений в действующие, для реализации требований постановления Президента. Например, следует разработать Положение о Национальном реестре, прописать критерии отбора и т. д.

В будущем планируем проводить семинары и курсы для всех желающих, о чем оповестим заинтересованных, в том числе и через Spot.

Ранее Spot писал, что думают руководители онлайн-сервисов и специалисты в сфере электронной коммерции о принятой программе.