Как Spot сообщал ранее, постановлением «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» Шавкат Мирзиёев утвердил Программу развития электронной коммерции на 2018−2021 годы.

Документ приравнивает электронные чеки к билетам, квитанциям и другим документам, подтверждающим оплату, разрешает продавать лекарства онлайн, оплачивать товары и услуги в e-commerce корпоративными картами, предусматривает проведение переговоров с PayPal и множество других нововведений.

Spot спросил профессионалов, которые знают рынок e-commerce изнутри, что они думают об изменениях в сфере.

Азизбек Юсуфов

Директор по маркетингу LeBazar

Данное постановление мы оцениваем как колоссальный прорыв в развитии электронной коммерции. Очень долгое время законодательная база сильно ограничивала действия игроков рынка.

Во-первых, решен вопрос, связанный с налогообложением: теперь компании, у которых более 80% оборота составляют онлайн-продажи, будут платить ЕНП в размере 2%. Во-вторых, разрешили принимать наличные платежи у населения.

В-третьих, разрешили третьим компаниям (например, логистическим) принимать платежи у потребителей, это позволит игрокам расширятся в регионах. И четвертое: разрешили компаниям использовать для онлайн-платежей корпоративные карты, это позволит развить B2B-рынок.

Остается открытым вопрос доступности, скорости и стоимости интернета, но судя по тем изменениям, которые происходят, да и по информации, которую озвучивали на конференции #MITCROADMAP2018, мы думаем, что в скором времени данный вопрос тоже решится.

Хотелось бы призвать наших соотечественников больше пользоваться услугами игроков рынка e-commerce в Узбекистане. Это удобно, просто и выгодно.

Кирилл Альтман

CEO онлайн-магазина Days.uz

Разработка и утверждение Программы развития электронной коммерции на 2018−2021 годы — несомненно, важный шаг, который должен внести ясность и прозрачность в деятельность субъектов электронной коммерции, в частности, онлайн-магазинов.

Верно подмеченные и зафиксированные изменения в части приемов платежей, электронных чеков, отмены лицензии на перевозку при доставке значительно облегчат работу онлайн-магазинов.

И, конечно же, основным плюсом постановления является уменьшение ЕНП для субъектов электронной коммерции до 2%.

Все эти изменения выгодны для всех трех сторон — предприниматели будут получать выгоду от своей деятельности, покупатели, в свою очередь, получат более выгодные цены, упрощенную форму оформления заказа и получения товара. А республика наконец-то войдет в следующий этап развития.

Безусловно, такие изменения радуют и вселяют уверенность в будущее электронной коммерции Узбекистана. Осталось увидеть эти изменения в деле, а не как часто это было ранее — всё оставалось только на бумаге.

Дания Усманова

Юрист, эксперт в сфере электронной коммерции

Документ до сих пор не опубликован официально, а значит, его нельзя считать принятым (согласно статье 30 закона «О нормативно-правовых актах»). Назовем его проект.

Только часть спорных моментов:

Пункт 1, ч. 2. Некорректно использован термин E-POS. Говоря простым языком, E-POS — это цифровой формат платежного терминала, позволяющий направлять денежные средства, снятые с карты, без ее физического использования напрямую на расчетный счет продавца. Каким образом терминал, предназначенный для работы с карточными счетами, будет регистрировать принятие наличных средств? Каким образом E-POS-терминал будет отправлять электронный чек или иной подтверждающий документ? А главное, куда?

Пункт 7, то же самое. Для использования банковских карт (физическое использование) применяются POS-терминалы, а не E-POS.

Пункт 2, ч. 1. «…субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, реализованных посредством электронной коммерции, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке».

Вероятнее всего, данный пункт должен был регламентировать порядок принятия наличных средств в качестве оплаты товара курьерскими службами, в случае, если товар доставляется не собственными средствами продавца, так как при использовании карт (неважно, физическом или удаленном) денежные средства поступают на расчетный счет.

Теперь вопрос: кто инкассирует, продавец (который по факту еще не получил оплату) или курьер (который не имеет права инкассировать чужие средства)? Или же курьер будет инкассировать в пользу продавца?

При всем при этом использование специализированных онлайн-касс (полноценных устройства, снабженных фискальной памятью, протоколами связи и шифрования с учетом всех стандартов и требований безопасности) уже решает данную проблему без передачи права принимать оплату за третьих лиц.

Пункт 6. Относительно «таможенного оформления (декларирования) и ведения бухгалтерского учета реализации, оформления права пользования электронными программными продуктами, информационной продукцией, в том числе услугами по подписке и приобретению облачных технологий». Пора бы уже отойти от понятия, что ПО — это товар.

Продают не копию на физическом носителе, не экземпляр, не клочок бумаги с кодом лицензии, а право пользования, и оформлять это все нужно как специальное право. Пора уже отходить от понятия физических границ государства или привязки к месторасположению сервера для IT-решений.

Пункт 8. Относительно лиц, имеющих право на включение в национальный реестр. Подавляющее большинство (кроме самих продавцов) — это так называемые информационные посредники, работающие в сегменте B2B, для которых удобнее вести расчеты перечислением. И чаще всего они уже используют льготы за счет вступления в MUIC или Национальный реестр разработчиков.

Хотелось бы, чтобы принимаемые НПА более детально отвечали на спорные вопросы и давали четкие механизмы и модели по внедрению регламентируемых отношений в практику.

Для реформирования нужны структурные преобразования, конкретные действия, направленные в первую очередь на создание технической инфраструктуры и социально-правовых условий для развития электронной коммерции, на стимулирование так называемых информационных посредников (в понимании закона «Об электронной коммерции»), которые по сути и формируют саму техническую возможность осуществления электронной коммерции, на грамотную регламентацию правоотношений в информационной среде.

Ранее Spot писал о том, как как растет сумма транзакций по электронной коммерции в Узбекистане.