Уникальное культурное наследие Узбекистана находится в серьезной опасности: недостаток финансирования, уже ставший притчей во языцех при обсуждении практически любых проектов развития инфраструктуры, привел к тому, что исторический центр Шахрисабза чуть было не лишился статуса всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный объекту, потребуются куда более значительные финансовые и политические инвестиции, чем те, что были необходимы для его поддержания в приемлемом состоянии.

Чтобы понять всю серьезность ситуации, необходимо обратить внимание на предпосылки к ее возникновению — это в первую очередь слабая законодательная база по охране и финансированию культурных и исторических объектов.

На данный момент не существует законодательных инструментов, которые могли бы сделать спонсорство в сфере культуры и искусства достаточно привлекательным и мотивировать занимающихся меценатством к развитию культурного наследия Узбекистана.

На общественном обсуждении находится проект закона «О меценатской деятельности и культурном спонсорстве», цель которого — регулирование отношений в сфере меценатской деятельности и культурного спонсорства, поддержка меценатства при помощи налоговых льгот и других способов, определение специфических ролей и функций.

Эта законодательная мера имеет реальную возможность заполнить пробелы в спонсорстве и поддержать сферу культурного финансирования.

Какие льготы могут получить меценаты?

Рассматривая законопроект и предлагаемые им налоговые вычеты, стоит отметить пользу, которую он принесет не только в контексте поддержания и развития культурного наследия или обществу в целом, но и налоговым органам, правительству и инвесторам.

В нынешнем виде законопроект выдвигает налоговые вычеты в размере 75% от стоимости меценатской поддержки. Общий размер ежегодно предоставляемого налогового вычета не может превышать 15% от размера ежегодного налогооблагаемой прибыли.

То есть меценаты в виде физических и юридических лиц могут спонсировать некоммерческие организации, занимающиеся развитием культуры и искусства и получить вычеты как от стоимости поддержки, так и от общего размера ежегодно налогооблагаемой прибыли.

Более того, планка ежегодных вычетов поднимается до 35%, если меценат пожертвует недвижимостью и / или культурными ценностями, которые являются национальным достоянием Республики Узбекистан.



Предлагаемая система налоговых вычетов выглядит более привлекательно для меценатов, чем существующий режим в рамках закона «О благотворительности».

Что касается налоговых органов, и для них уменьшается работа и объем документации, так как с уменьшением налогооблагаемой прибыли понижается нагрузка на расчет налогов. Кроме того, облегчается нагрузка на государственный бюджет, так как часть финансовых обязательств покрывается за счет частного капитала.

В качестве наглядного примера давайте предположим, что музею необходимо 10 тысяч долларов для обновления, которые должно предоставить государство. Меценат, у которого общий размер ежегодного налогооблагаемой прибыли составляет 100 тысяч долларов, берет эту ответственность на себя и предоставляет эту сумму музею, получая взамен налоговые вычеты, которые по законопроекту будут составлять 75% от суммы меценатской поддержки, то есть 7,5 тысяч долларов.

Предположим, что меценат ежегодно платит налоги по 20-процентной ставке от ежегодно налогооблагаемой прибыли, то есть 20 тысяч долларов в год. С применяемыми налоговыми вычетами общая налогооблагаемая база доходов составит 92,5 тысяч (-7,5 тысяч долларов), снижая ежегодные налоги с 20 до 18,5 тысяч.

Таким образом, фактически, государству больше не надо будет предоставлять 10 тысяч долларов музею, сверх этого получая 18,5 тысяч долларов ежегодных налогов от мецената. Получается, в конце года у государства будет 28,5 тысяч долларов.

Но если бы меценат не взял на себя ответственность за финансирование музея и не получил налоговые льготы, то у государства в конце года было бы лишь 10 тысяч долларов.


А что в мировой практике?

Занятие меценатством исторически являлось показателем высокого статуса и вкуса. Со временем представление о меценатстве, как и его формы, эволюционировали и приобрели законодательную основу со своими обязанностями и выгодами. Несмотря на некоторые общие сходства, каждая страна имеет свой уникальный подход к меценатству, к предоставляемым льготам (налоговым или иного характера), опираясь на существующие экономические, политические и социальные факторы.

В Австрии закон определяет спонсорство как издержки компании, которые не подлежат налогообложению. По данным Австрийского бизнес-комитета по искусству, с помощью которого было запущено несколько программ по поощрению искусства, примерный размер частного капитала, направляемого на цели спонсорства в области культуры и искусства, составляет около 50 млн евро в год.

Кроме того, из 500 крупнейших компаний, работающих в Австрии, около 215 участвуют в финансировании культуры и искусства, среди которых на первом месте расположились компании из энергетического сектора, банки на втором и страховые компании на третьем.

Во Франции позволяется снижение размера уплачиваемого подоходного налога юридических лиц на сумму до 66% от размера капитала, направленного на развитие социальной сферы (включая культуру), при этом превышая сумму налогов на 20% всех облагаемых доходов. Согласно опросу 2016 года, спонсорством в сфере культуры и искусства занимается порядка 24% компаний. Помощь, оказываемая ими, составляет около 12% от общего размера средств, направляемых на цели спонсорства, составляя порядка 500 млн евро.

Этот международный опыт, без сомнения, очень важен, поскольку Узбекистан учится внедрять лучшие мировые практики, одновременно сохраняя свои культурные и социальные особенности, которые могут привести к совершенно новой форме общественного развития и меценатства.

Почему так важен закон о меценатстве?

Важно учесть, что законодательные акты, какими бы инновационными и скрупулезно разработанными они ни были, не могут существовать в вакууме: важна подходящая политическая, инвестиционная, экономическая среда в сочетании с общественной и международной готовностью.

Нынешний благоприятный экономический климат вместе с ростом в инвестиционной деятельности имеет потенциал вызвать интерес к спонсорству культуры с выгодой налоговых льгот. Только в этом году показатели были довольно многообещающими: с января по март на инвестиции в основной капитал было освоено 2,1 млрд долларов за счет всех источников финансирования, а предприятия произвели промышленной продукции на 5,65 млрд долларов.

Осуществляемые реформы способствуют формированию положительного имиджа Узбекистана и демонстрируют его готовность к сотрудничеству и развитию. Узбекистан недавно посетила делегация Британского музея, группа экспертов и руководителей музея «Гараж», а также с целью поделиться наработанным опытом были осуществлены визиты представителей и сотрудников Лувра, Министерства культуры Франции, Третьяковской галереи и международной юридической фирмы White & Case, которые приняли участие в форуме по меценатской деятельности.

Сейчас внедрение законодательных мер для развития меценатства и культурного спонсорства в стране — не только вопрос срочности, но и стремление не упустить уникальную историческую возможность, предоставленную удачно сложившимися обстоятельствами.

Ранее Spot на карточках объяснял, что такое меценатство и почему нужно стране.