Как ранее писал Spot, в Узбекистане не успевают написать новый Налоговый кодекс к 1 январю 2019 года, как было запланировано раньше.
Сергей Шаталов, бывший заместитель министра финансов России, которого правительство недавно привлекло к работам по налоговой реформе в Узбекистане, в рамках передачи «Студия 24» объяснил это тем, что задачу просто технически невозможно выполнить к указанному сроку:
«Все с нетерпением ждали [принятие нового Налогового кодекса], конечно же, поскольку 1 января должна стартовать налоговая реформа, чтобы было хорошее законодательное обеспечение. Президент тоже сказал, [что] надо принять Налоговый кодекс, надо в нем решить все принципиальные вопросы, он должен стать законом максимально прямого действия, минимум ссылок, все ставки должны быть указаны в Налоговом кодексе, налогоплательщики и налоговые органы должны четко представлять себе все свои обязанности, но, на самом деле, это очень-очень серьезная задача и я думаю, что её просто технически невозможно выполнить в оставшиеся два месяца», — сказал Шаталов.
По его мнению, разумно сделать иначе — внести необходимые поправки в действующий кодекс и, в оставшееся время, до весны 2019 года, выполнить ту задачу, которую ставил президент.
Что будет со ставками
В конце июня президент подписал указ о налоговой реформе, которым с 1 января вводятся новые ставки, отменяются некоторые платежи.
На вопрос, что будет с этими новыми ставками, не отменятся ли и они, Шаталов ответил, что налоговая реформа стартует и без нового кодекса.
«Реформа, которая была объявлена и должна стартовать с 1 января — обязательно стартует», — сказал Шаталов.
По его словам, все подготовительные действия фактически завершены. Налоги, которые должны быть отменены, в первую очередь, оборотные налоги, отменяются. Новые пониженные ставки — стартуют.
«Другое дело, что законодательное обеспечение, так как это должно быть прописано в самом лучшем варианте, чуть-чуть опаздывает», — сказал Шаталов.
Там же эксперт отметил, что это, с другой стороны, позволит увидеть те ошибки и шероховатости, которые возможно будут, когда стартует реформа. Это позволит быстро подкорректировать текст и получить значительно более качественный продукт.
Что будет с НДС
Шаталов отметил, что налог на добавленную стоимость (НДС) сложный, и многим с 1 января придется столкнуться с ним практически впервые. Сегодня примерно 8 тыс. плательщиков НДС, с нового года их станет около 30 тыс. Ставка осталась в 20%.
«Очень много озабоченности, прежде всего, у населения, у бизнеса в отношении того, что эта ставка приведет к росту цен. Этого нельзя допустить», — сказал Шаталов.
Он отметил, что правительство и эксперты слышат обеспокоенность тех налогоплательщиков, у которых появится 20% налог с оборота, потому все сейчас работают над мерами по адаптации нового режима, чтобы все это было завершено к 1 января.
«Сегодня обсуждается, и я думаю, что, скорее всего, такое решение будет принято, то, чтобы ввести упрощенный НДС для тех налогоплательщиков, которые имеют не слишком большие обороты, например, от 1 до 4 млрд сумов в год», — сказал Шаталов.
Он отметил, что для них появится расчетный НДС ниже 20%, который позволит решить проблемы. При этом, правда, остаются технические вопросы, вроде того, «как обучить налогоплательщиков и налоговые органы, чтобы все это работало как часы».
Что будет с налоговым администрированием
Шаталов отметил, что и тут, за последние 10−15 лет, накопился ком проблем. Соответственно, нужно очень серьезное совершенствование.
В качестве примера приводится Россия, где администрирование находится на совершенно ином качественном уровне по сравнению с Узбекистаном — внедрены электронные сервисы, которые удобны как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов; установлен минимальный контакт между сторонами, работает удаленный доступ и сервисно-ориентированная служба.
«Это не погоня за налогоплательщиком с тем, чтобы снять с него скальп, а помощь налогоплательщику, чтобы он правильно исполнял законодательство и своевременно уплачивал налоги. Это процесс и долгий путь», — сказал Шаталов.
Эксперт отметил, что для того, чтобы ввести в Узбекистане такие технологии, нужна большая серьезная работа — нужно проанализировать все бизнес-процессы, построить программы, сделать информационное обеспечение.
«Работа большая, длительная, дорогая. Насколько мне известно, Международный валютный фонд даже готов выделить специально под это деньги. Нужно, чтобы они правильно были освоены», — сказал Шаталов.
Там же он отметил, что ответственные ведомства для этого должны принимать активное участие, а не ждать, что им предложат.
Что будет с ценами
Шаталов признался, что очень хорошо понимает обеспокоенность граждан, так как с 1 января, по сути, произойдет переход на совершенно новую систему.
Там же он напомнил, что налоговая нагрузка заметно снижается, отменяется большое количество налогов, вводится плоская шкала, будут приняты адаптационные меры, так что, в целом, в руководстве не ожидают сильного скачка цен и других неприятных особенностей проведения налоговой реформы.
«Я уверен, что граждане почувствуют налоговое послабление. Я видел материалы, которые готовятся, чтобы все работало, какая серьезная проводится работа, так что, думаю, все будет хорошо», — сказал Шаталов.
Ранее налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot объясняла, как изменения в налогообложении отразятся на налоговой нагрузке предприятий.
Nikolay Sergeev
вот новшество — ввести “упрощенный НДС“ (видимо, с пониженной ставкой?) для компаний с оборотом до 4 млрд.
Если это просто понижение ставки — то есть вопросы.
В РФ (откуда г-н Шаталов) в НК действуют три ставки НДС — 18, 10 и 0 %%.
Ноль — это экспорт товаров и зарубежные перевозки (как и в РУз.)
10 % — на продукты питания, медицину и социально значимые товары/услуги.
В Руз. на примерно аналогичные социально значимым товары/услуги действует вообще освобождение от НДС (ст. 208).
Поэтому не вполне понятно, что значит “Упрощенный НДС“ для небольшого предприятия (до 4 млрд.).
Проблема с переходом на НДС есть для сферы услуг. Потому как в “услугах“ очень мало входящих затрат (на сырьё, материалы и пр.), и как бы нечего брать в зачет при начислении НДС.
Поэтому вместо сегодняшних 5% “услуги“ будут платить НДС практически с полной своей стоимости, а это прямое (и значительное) повышение цены для потребителей.
И не важно, будет ли НДС 20%, или 10 % — все равно это больше, чем сегодняшний ЕНП 5%,
Поэтому для сферы “услуг“ проблема ж не в объеме реализации предприятия (больше 4 млрд, или меньше 4), а в отсутствии входящих расходов, содержащих НДС, Стоимость услуги создает труд персонала, а не использованные материалы и сырьё.
Очень мало у них входящего НДС (практически это только коммунальные услуги и расходные материалы), поэтому весь начисленный НДС ложится на само предприятие. И повышение цены..
я так понял, что именно про это была фраза в интервью — “.. эксперты слышат обеспокоенность тех налогоплательщиков, у которых появится 20% налог с оборота“
Alisher Muhitdinov
Введение НДС со всех налогоплательщиков не решает проблему уклонения от налогов. Получается тот кто раньше уклонялся от уплаты единого налога в 5% скрывая выручку — теперь будет также уклоняться от уплаты НДС 20%, а тот кто раньше честно платил 5% теперь будет честно платить 20%. Или другими словами — честных накажут.. В результате конкурентоспособность честных налогоплательщиков упадет, а нечестных — повысится, что приведет к вытеснению с рынка честных налогоплательщиков. Честный налогоплательщик — это тот кто боится нарушать закон, нечестный — тот кто не боится. Например я заходил в большой 5 этажный торговый комплекс, покупал там продукты питания, и на чеке пробивалось — ЯТТ Иванов, хотя в этом магазине работали десятки людей. Не лучше ли построить налоговую систему опираясь на какие то физические показатели — например 400 сумов с каждого куба добытого газа, 150 000 сумов с каждого добытого грамма золота и т.д. Уклониться от таких налогов практически невозможно. Кроме того можно предусмотреть в новом НК норму согласно которой любые наличные средства трактовать как средства с которых предстоит уплатить подоходный налог, и соответственно при совершении любых покупок наличными этот налог удерживать. Кроме того недавно выходил проект постановления о том чтобы считать субъектами малого бизнеса предприятия с количеством сотрудников до 100 человек включительно, означает ли это что такие предприятия останутся на едином налоге?
Григорий Зомерфрайнд
В статье отмечается, что с нового года количество плательщиков НДС увеличивается с 8 до 30.
Известно, что реальным источником формирования налога является потребитель.
В этом случае “игра со ставками“ приводит только к частичному переносу налоговой нагрузки с одного звена общей цепочки на другое звено.
Считаем, что для большинства налогоплательщиков важно максимально упростить алгоритм расчёта налога.
Для решения этой задачи Редакцией газеты Частный сектор предлагается использовать кассовый метод учета НДС.
Nikolay Sergeev
следующие мысли /вопросы про “Упрощенный НДС“.
Если это означает пониженную ставку, то получится, что цена на один и тот же товар/услуга у разных по статусу предприятий будет разная — выше у плательщика “обычного“ НДС 20 %, и ниже у плательщика “упрощенного“ (пониженного, если “упрощение“ — это понижение ставки).
А с чего предоставляется такое конкурентное преимущество?
Разные ставки могут быть только для разных групп товаров /услуг — например, для социально значимых..
или как?
Алексей Зимняков
Nikolay Sergeev в отношение выбора упрощенки или полноценного же на писали что упрощенка для тех у кого в год оборот от 1 до 4 млрд. По моему ответ дан. Все так называемы первые руки имеют высокие обороты и уже будут с ндс 20%, а мелкие не сильно им повредят или наоборот.
Nikolay Sergeev
1. пока не ясно, что подразумевается под “Упрощенным НДС“.
Возможно, это пониженная ставка (меньше базовой ставки 20%).
Но это только моё предположение.
2. в тексте статьи (пересказ интервью) назван возможный критерий для упрощенного НДС — оборот 1 — 4 млрд. С критерием все понятно.
Но также понятно, что это прямо ведет к огромному (в 10 %) конкурентному неравенству предприятий разного статуса по объему реализации.
А это недопустимо!
3. например в РФ пониженный НДС в 10 % ( насколько помню, сам г-н Шаталов принимал активное участие в продвижении дифференцированных ставок НДС в НК РФ), применяется НЕ в зависимости от оборота предприятия, а к социально-значимым группам товаров — продукты питания, медицина, детские товары и т.п.
И это логично, понятно и обосновано.
Иной критерий, как в п 2. — недопустим..