Кирилл Альтман окончил журфак, затем на два года уехал в Штаты, а в 21 год открыл агентство графического дизайна Brandbox Branding со стартовыми вложениями в $20 тысяч. Сейчас он развивает онлайн-магазин Days, YouTube-проект Alter Ego и свою личную страницу в Facebook.

От уборщика до основателя бизнеса

Я вырос в Ургенче. Всегда хотел стать журналистом, писал заметки, которые публиковались даже в областных газетах. Потом поступил в ТашГУ на факультет журналистики и остался жить в Ташкенте. После года учебы я понял, что не хочу заниматься журналистикой.

Впервые я устроился на работу в качестве офис-менеджера в какую-то торговую компанию. Затем уехал в Америку по программе Work & Travel и задержался там, сменив много мест работы — от посудомойщика до бариста.

Помню, как мы работали ночными уборщиками в большом магазине в Сент-Луисе. Это город афроамериканцев: мои коллеги-уборщики воровали еду с полок, а в соседней забегаловке Dairy Queen налетчики однажды перестреляли продавцов, забрав с собой $50.

Затем уже в Сан-Диего я окончил интенсив-курсы рекламного дизайна, после чего вернулся в Ташкент. Мне был 21 год и я решил, что стоит попробовать открыть свой бизнес.

К сожалению, тогда рядом не было человека, который объяснил бы мне, как это может быть сложно, поэтому я столкнулся со всеми классическими проблемами стартапов.

Мы с партнером открыли Brandbox Branding в 2009 году абсолютно с нуля, получив от инвестора что-то около $20 тысяч.

Образование журналиста, как ни странно, никак не помогло моей работе — в институте я не получил каких-то особых связей или навыков. Я просто-напросто приходил на работу, открывал каталог Golden Pages и звонил в организации, предлагая наши услуги. Практически никто не соглашался, но потом нам удалось сделать довольно большой проект с одной российской компанией — это тогда здорово помогло мне поверить в себя.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Цена хорошего брендинга

Мы всегда подстраиваемся под клиента — иногда проект нравится нам самим, и тогда стоимость перестает играть существенную роль. За некоторые проекты, наоборот, не хочется браться, как и работать с некоторыми клиентами.

Средний чек на создание логотипа и фирменного стиля — 10 млн сумов. Не всех устраивают такие цены, кто-то пытается торговаться, но есть люди, которые понимают, что за качественную работу нужно платить — это и есть наши клиенты.

Остальным я могу совершенно спокойно дать контакты тех, кто может сделать эту работу дешевле — и это нормально. Сейчас в среднем мы делаем 1−2 проекта в месяц, а всего за 9 лет выполнили более 250 проектов.

В 2012 году мы получили несколько премий, в том числе первыми из Узбекистана получили золото на фестивале рекламы Red Jolbors в Бишкеке. Тогда нам было интересно этим заниматься, но потом мы как-то отошли от этого и перестали гнаться за наградами.

Пока мы работаем только в Узбекистане: сотрудничать с иностранными заказчиками удобно, если ты дизайнер-фрилансер. Сложнее, когда у тебя агентство: сталкиваешься с проблемами оплаты и конвертации валюты.

Будни Days

Интернет-магазин Days — это сейчас основной мой проект, он только развивается и поэтому требует отдачи. Началось всё с того, что мне просто не нравилось, что я не могу купить в Узбекистане что-то необычное — какие-то интересные гаджеты, дизайнерские штучки. У нас этого просто не было, и я решил создать место, где их можно купить — вложил прибыль от агентства и привлек двух инвесторов, которые стали соучредителями компании.

Мы запустились в сентября прошлого года. Начинали с 200 товаров, сейчас их уже около 1200. Закупаем всё за рубежом: техника, конечно, в основном из Китая, а кофеварки, к примеру, заказывали в Румынии и Италии. Маржинальность — около 20−40%, но прибыли сейчас фактически нет, так как мы работаем на развитие, постоянно расширяем ассортимент.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Люди понемногу привыкают покупать онлайн — об этом свидетельствует то, что у нас очень большой процент возврата клиентов. Человек купил что-то один раз и приходит снова — значит, ему понравился сервис, это круто.

Есть и сложности. Они связаны и с постоянно меняющимся законодательством, и с тем, что интернет проник еще не повсюду — люди иногда не понимают, что можно заказать на сайте и тебе привезут товар прямо домой, и вместо этого ездят целыми днями по всему городу в поисках какой-то вещи.

Здесь проблема не только в покупателях: онлайн-магазины должны тратить больше денег из рекламного бюджета и привлекать внимание к своим проектам.

Я не могу сказать, что у нас есть конкуренты — все-таки мы стараемся занять собственную нишу. В таком большом интернет-магазине, как Arba.uz, например, есть почти всё — но у нас есть то, чего нет у них.

Проблемы с доступом к Facebook на продажи сильно не повлияли. Для нас реклама в этой социальной сети — это способ привлечения трафика, а не инструмент продаж. Да, в первое время мы потеряли часть трафика, но потом всё устаканилось.

Instagram — это вообще другой мир. В Узбекистане тоже можно зарабатывать в Instagram: мы платим некоторым инфлюенсерам за рекламные посты. При аудитории от 10 тысяч подписчиков рекламный пост может стоить от 100 тысяч сумов и выше.

Правда, я сомневаюсь, что у всех это живые подписчики: сейчас очень популярно накручивать ботов. Лучше иметь 5 тысяч живых подписчиков, чем 50 тысяч ботов, но люди это не всегда понимают.

На видеоконтенте в Узбекистане не заработаешь

На Alter Ego заработать мы не успели — пришлось заморозить проект в прошлом году, особо сильных оборотов он не набрал. Да, были рекламные вставки, например, мы рекламировали одежду. Но в основном это делалось по бартеру — допустим, магазин одевал ведущего.

Прямо сейчас мы вновь начали работу над Alter Ego. Из прежней концепции останется только название и формат интервью, всё остальное поменяется.

Вообще видеоконтент как инструмент заработка в Узбекистане почти мертв. В России и в других странах это огромный рынок, у нас же недостаточно охвата, чтобы делать на этом бизнес. А те, кто умеет делать хороший контент, не умеют его продавать. Нет рабочей системы, нет культуры потребления контента.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Личный бренд в сети и офлайн

Личный бренд сильно влияет на бизнес. На своей странице в Facebook я уже не являюсь просто самим собой, а стараюсь создавать определенный образ для привлечения внимания. И это работает: каждый пост на жизненные темы с нативной рекламой Days приносит 150−200 переходов на сайт. При этом люди могут даже не лайкнуть сам пост — я называю их невидимыми партизанами.

Кроме этого, пару раз в месяц я публикую рекламные посты. Если я упоминаю в посте какую-то компанию, человека или продукт, в 95% случаев это проплачено. Правда, когда потом я спрашиваю у людей, выясняется. что они даже не поняли, что это была реклама — настолько нативно всё получается.

Стоит это по-разному, в среднем от 200 тысяч сумов до миллиона. Я это не воспринимаю как заработок, поэтому не торгуюсь, беру сколько дают.

Нужно постоянно быть в тренде, чтобы твои посты были интересными. Мое становление как блогера (хотя я всячески открещиваюсь от этого звания) произошло как раз потому, что я начал писать на актуальные темы в своем стиле, с юмором и сарказмом. Это тоже интересно, это своего рода вечный тренд.

Популярность в Facebook помогает и офлайн-бизнесу: за девять лет существования Brandbox Branding около половины клиентов пришло с моей страницы. Люди шли не в компанию, а к человеку, который чем-то их зацепил в интернете. Узнаваемость, связи и знакомства — это всегда важно в любом бизнесе, и личный бренд в сети стал хорошим инструментом для их получения.