Как Spot писал ранее, с 1 января 2019 года изменяется перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели (ИП) без образования юридического лица.

Так, с начала следующего года из перечня будут исключены следующие виды деятельности:

  • изготовление дверей, окон и других изделий из алюминиевого и пластикового профиля;
  • мойка автотранспортных средств, чистка автосалона и другие аналогичные услуги;
  • изготовление и реализация сырных изделий;
  • витражные работы (выполненные из стекла, смальты и других материалов).

Центры госуслуг помогут ИП, которые занимались упраздненными видами деятельности, перерегистрироваться в юрлица или выбрать другой вид деятельности из нового перечня.

О других изменениях в работе ИП в новом году, а также связанных с ними сложностях и пробелах в законодательстве, пишет бизнес-тренер Юлия Пакидышева специально для Spot.

Юлия Пакидышева

Бизнес-тренер в Profi Training, сертифицированный международный бухгалтер-практик (CAP), главный бухгалтер с практикой более 20 лет

С чем связаны изменения?

Эти административные меры приняты, чтобы защитить права потребителей: ИП в любой момент может сдать свой патент, и тогда покупателю не к кому будет обратиться, если качество продукции или услуги окажется не должном уровне.

Например, изготовление сыров. Есть ли в помощниках у ИП профессиональные технологи, которые контролируют выпуск продукции и соблюдение ГОСТов? Это большой вопрос, здесь администрирование со стороны государства оправдано.

В новом перечне есть уточнение о производстве кондитерских изделий, национальных сладостей и курта: эта продукция должна быть произведена в домашних условиях без использования упаковочного оборудования. То есть с 1 января 2019 года ИП не смогут больше изготавливать кондитерские изделия в местах, специально отведенных решением органов государственной власти.

Между тем сейчас многие кондитерские, работающие как ИП, — это полноценные сети пекарен с соответствующим штатом сотрудников, тогда как ИП для этого вида деятельности разрешено нанимать не более двух сотрудников.

Также внесено уточнение, что ИП могут заниматься пошивом швейных и трикотажных изделий только по индивидуальным заказам. Данными мерами государство возвращает крупных игроков бизнеса из ИП в статус юрлица.

Кроме того, теперь ИП не смогут продавать стройматериалы, цемент, лесоматериалы, шифер и древесину. Также лимитирована сумма импорта товаров, которые может завозить и реализовывать ИП: не более $5000 в месяц.

Чем обусловлено это решение? Государство ведет планомерную работу по борьбе с сокрытием наличной денежной выручки, большой объем которой аккумулируется на строительных базарах.

Конечно, администрировать юрлицо, импортирующее стройматериалы и реализующее его через свои магазины, намного легче, чем ИП.

Что делать ИП, если нереализованные остатки дорогостоящих строительных материалов велики? Можно перерегистрироваться в юрлицо и продолжать выбранный вид деятельности. Это может быть ООО с количеством учредителей до 50 человек и минимальным уставным капиталом в размере 40 МРЗП (около 8,1 млн сумов).

Либо можно стать единственным учредителем частного предприятия и по умолчанию его директором (размер уставного фонда не установлен законодательством). В этом случае нереализованные остатки можно внести в счет формирования уставного капитала и продавать их как в розницу, так и перечислением.

Кстати, с 1 января 2019 года лицензия на оптовую торговлю больше не нужна, так что любое юрлицо может заниматься оптовой торговлей.

Стоит согласиться, что потребителю безопаснее покупать стройматериалы у юридических лиц — порядок сертификации и контроля продукции у них намного жестче, чем у ИП.

Передвижная торговля: белые пятна

С 1 июня ИП могут получать разрешение на выездную торговлю — одни из самых распространенных и востребованных в мире видов деятельности. Для такой торговли не нужно открывать стационарную торговую точку, не нужно предоставлять кадастр на торговое строение для регистрации кассового аппарата в ОГНС.

Это может быть мобильная торговая точка (реализация товара с велосипеда, мотороллера), связанная с сезонным спросом: в зимнее время — продажа кофе или горячего шоколада на остановках, в летнее — популярные у молодежи фреши и смузи. После завершения рабочего дня ИП может демонтировать и перевезти свой агрегат на новую точку.

Но здесь не всё гладко для ИП. В передвижной торговле необходима онлайн-ККМ. Где купить аппарат, как он будет работать с нестабильным интернетом? А если это передвижная торговля в труднодоступных местностях Узбекистана? Как скажутся перебои со связью на выписке товарного чека?

Покупатели и сейчас порой отмахиваются, когда предприниматель предлагает пробитый чек ККМ, а если для его получения придется затрачивать время? Аналогичная ситуация ожидает ИП и при использовании платежного терминала в труднодоступных и горных районах.

Сейчас предприниматель может отказаться от сдачи ежедневной наличной выручки в обслуживающий банк, если ее размер менее 20 МРЗП (чуть больше 4 млн сумов). Он может самостоятельно ее сдавать в банк ежедневно или документально оговорить сроки сдачи, согласовав их со службой инкассации.

А если не сдавать наличную выручку ежедневно, где и как ее хранить? В передвижной торговле (если это вело- или мотокофейня, например) у предпринимателя нет возможности возить с собой сейф. Законодательство пока не предусматривает тонкостей, связанных с этим нововведением.

Как ИП будут считать налоги: что нужно учесть

Теперь ИП могут экспортировать плодоовощную продукцию без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков.

Но здесь нужно быть осторожным: валютная экспортная выручка должна поступить на счет предпринимателя не позднее чем через 120 дней. В противном случае ИП вносятся в реестр недобросовестных экспортеров плодоовощной продукции с применением к ним требований по 100-процентной предоплате при экспорте.

С выручки от экспорта сельскохозяйственной продукции ИП платит не привычный фиксированный налог, а ЕНП по ставкам торговых предприятий. Объектом налогообложения будет выручка, то есть с нее будет рассчитываться ЕНП. Так определено в законодательстве.

Но совсем не ясны остальные элементы налога: налогооблагаемая база, ставка, порядок исчисления, уплаты, предоставления налоговой отчетности.

А ведь ст. 24 Налогового кодекса четко прописывает, что налог или другой обязательный платеж считается установленным только в том случае, когда в законодательстве определены элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога. То есть, если быть дотошным налогоплательщиком, ИП может не платить ЕНП, сославшись на то, что налог не прозрачен для исчисления и уплаты.

Непонятна ставка ЕНП в данной ситуации: от чего она будет зависеть, будет ли она снижаться от выручки, полученной ИП в труднодоступных районах или малочисленных городах, из которых будут экспортировать сельхозпродукцию?

Фиксированный налог ИП до настоящего момента рассчитывал орган налоговой службы по месту учета. А кто будет рассчитывать ЕНП теперь? И по каким данным? Ведь, по действующему Налоговому кодексу, ИП, который осуществляет торговую деятельность, ведет только учет доходов в своих регистрах — книге учета дохода и товарных операций ИП, для розничной торговли, и книге товарных чеков. Других первичных регистров не определено.

Согласно Концепции налоговой реформы, которая нас ожидает в 2019 году, ИП с оборотом более 1 млрд сумов в год становятся плательщиками НДС. Расчет НДС имеет свои особенности, он действительно сложен. Выделение НДС в товарном чеке или счете-фактуре — обязательный фактор для плательщика налога.

Как будет с этим справляться ИП? Будет ли описан расчет НДС специально для ИП, может быть, облегченный, понятный и легко рассчитываемый?

Обязан ли будет ИП пользоваться услугами профессиональных бухгалтеров для расчета и заполнения форм налоговой отчетности, или это будет делать орган налоговой службы по месту учета?

Вопросов у наших ИП сейчас очень много. Хотелось бы на них ответить, но, к сожалению, ответов в законодательстве пока нет.