Как ранее писал Spot, Узбекистан переходит на обязательную маркировку товаров. Ожидается, что это позволит получить миллионы дополнительной прибыли в бюджет.

Первая группа из 54 товаров подлежит обязательной маркировке уже с 1 августа 2019 года. С этой даты запрещается реализация в Узбекистане этих товаров без маркировки.

В перечень вошли пиво, бензин, топливо дизельное, лекарственные средства, удобрения, духи и туалетная вода, средства для волос, косметические средства, мыло и многое другое.

Заниматься маркировкой будет единый поставщик услуг, которого Национальное агентство проектного управления (НАПУ) выберет до 1 января 2019 года. С ним заключат договор на срок от пяти до десяти лет.

15 декабря на НАПУ объявило о начале сбора коммерческих предложений и опубликовало подробное техническое задание, включая требования к компании, технологии маркировки и финансам.

26 декабря Spot опубликовал письмо Игоря Ли, основателя и генерального директора Vades Group, который задался вопросами относительно самого процесса маркировки и проведения конкурса.

Spot, дабы сформировать объективную картину, совместно с автором письма и НАПУ, разобрались в ситуации и поставили все точки над i:

Игорь Ли

Основатель и генеральный директор Vades Group

После опубликования моего недавнего письма в редакции Spot.uz, меня пригласили в Национальное агентство проектного управления (НАПУ).

Говорил я с начальником управления улучшения инвестиционного климата Баходиром Бековым о новом механизме маркировки отдельных видов товаров. Беседа была продуктивная, продолжалась около двух часов. Мной были заданы три вопроса, после ответа которых мне стала понятна стратегия внедрения обязательной маркировки.

Если конкретизировать были заданы три основных вопроса:

Почему согласно конкурсу должен быть выбран именно 1 поставщик с высокими требованиями со сроком заключения контракта на 10 лет?

Баходир Беков: В начале хотелось бы объяснить, что поставлена задача резко сократить в стране нелегально ввозимую продукцию, снизить объемы производства контрафактных товаров. Недавно были опубликованы только выявленные факты контрабандного импорта в текущем году. Наблюдается тенденция увеличения объемов незаконно обращаемой, недоброкачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции, наносящей ущерб жизни и здоровью граждан, что также приводит к нездоровой конкуренции и потерям бюджета.

НАПУ поручено найти и реализовать эффективное решение довольно сложным задачам, учитывая объемы теневого рынка, в очень сжатые сроки и в масштабах всей республики. При этом решением должно исключать нагрузку на Государственный бюджет, а также субъектов предпринимательства — производителей и импортеров, в виде расходов, связанных с приобретением, установкой, сервисным обслуживанием специального маркирующего оборудования, с высокой степенью защиты, которое должно использоваться как на производственных линиях, так и на складах, в зависимости от категории товара и способа маркировки.

Поскольку потребуется обеспечить разработку, внедрение, операционную деятельность информационной системы, оснащение производственных линий, оснащение инспекторов государственных контролирующих органов в кратчайшие сроки без инвестиций со стороны государства нами была принята стратегия привлечь крупную организацию, которая смогла бы это сделать за собственные средства.

К тому же объем импорта и производства товаров имеет огромное количество, и поэтому компания, занимающаяся внедрением маркировки должна быть не маленькой. Нами она была оценена в виде объема оборотных средств не менее 50 млн долларов. Если местная компания имеет возможность за собственные средства осуществить подобное внедрение, то мы будем только рады.

В течение нескольких недель проводилось тщательное изучение потенциальных национальных поставщиков услуг по маркировке с изучением их практического опыта, а также ранее внедренных решений по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, возможность нанесения самоклеящихся марок, QR-кодов при мокром производстве товаров и прочее. Изучение показало, наличие на рынке страны только отдельных подходящих элементов решения. При этом, совершенно отсутствовал опыт маркировки топлива.

К сожалению, компании, не имеющие достаточного опыта в схожей сфере услуг и со схожими объемами, рассматриваются как большой риск при реализации задачи. Учитывая количество заводов и фабрик в стране, их географическое расположение, производственные мощности, количество производственных линий и прочее, необходимо обеспечить, чтобы система маркировки негативно не воздействовала на производственный процесс таких предприятий. В связи с чем, проводить эксперименты, мы позволить себе не можем.

Хотелось бы отметить, что требования наличия сертификатов экологического менеджмента (ISO 14001), промышленной (OHSAS 18001) и полиграфической безопасности (ISO 14298) в дополнение к распространенному сертификату на систему управления качеством продукции и услуг ISO 9001 продиктовано необходимостью гарантировать безопасность маркировки пищевой продукции и поднять вновь создаваемую систему государственного контроля на уровень, соответствующий международным стандартам в этой области.

При наличии цифровых технологий отслеживания товара для чего используются дополнительные виды специальных чернил? Разве это не приведет к повышению стоимости маркировки?

Несмотря на то, что уникальный QR-код, сгенерированный централизованной государственной информационной системе (ГИС), обеспечивает некоторый уровень уверенности в подлинности товара, легальности его происхождения, для современной системы государственного контроля обращения товаров на внутреннем рынке страны этого недостаточно.

НАПУ провело изучение международного опыта внедрения систем маркировки товаров и пришла к выводу, что значительных результатов в повышении собираемости налогов и борьбе с контрафактной продукцией достигли страны, где видимый QR-код использовался в сочетании с невидимым основным носителем информации и защитными признаками на базе специальных материалов (контрольные марки, защищенные чернила). Такая система внедрена, например, в Турции.

В дополнение к теме о QR-кодах — копия легального QR-кода, попавшая в кассу раньше оригинала будет воспринята ИТ системой как верная. Отличить скопированную акцизную марку от подлинной без использования системы защиты подлинности от подделки и копирования с использованием технологий защищенной полиграфии невозможно.

Банкноты, паспорта, визы, акцизные марки и другие документы строгой отчетности, кроме уникального номера и/или штрих-кода всегда имеют несколько разных защитных признаков, обеспечивающих достаточный уровень защиты от подделки и копирования. Защитные признаки разной природы (специальная бумага, дизайн рисунка, микро-печать, скрытые изображения, цвета-переменные краски, чернила, видимые в ультрафиолетовом освещении и пр.) позволяют быстро и эффективно определять подлинность документа различным участникам обращения этих документов.

Для контрольных марок, участниками оборота будут производители/импортеры, дистрибуторы оптовой логистической цепи, розничная торговля, государственные контролирующие органы, органы обеспечения правопорядка, покупатели (граждане). Каждая из этих групп будет иметь возможность контроля подлинности товара в рамках своей компетенции с использованием видимых, полускрытых, скрытых и экспертных защитных признаков.

Сбалансированность защитных признаков обеспечит приемлемую цену (в разы меньше предполагаемой Вами для соков 500 сумов) контрольной марки при обеспечении достаточного уровня защиты от подделки и копирования и предоставляя гибкие возможности контроля подлинности всем участникам оборота товаров, заинтересованным в очистке рынка от контрафакта.

Кто будет контролировать цены на маркировку? Монополия ведь всегда приводит к неравным условиям и к высоким ценам.

Согласно постановлению цены, будут зафиксированы в договоре с поставщиком услуг на продолжительный срок, до 10 лет, в связи с чем, это позволит обеспечить низкую цену, приемлемую на всем периоде как для производителей, так и потребителей, с учетом всех капиталовложений поставщика услуг по маркировке.

Большой объем маркируемой продукции, а также фиксация цены позволит единому поставщику с одной стороны обеспечить экономическую целесообразность, а с другой исключить манипуляцию стоимости его услуг.

Контрольные марки и (для некоторых товаров) знаки, печатаемые на товаре, несущие уникальный код сгенерированный по запросу производителя/импортера централизованной государственной информационной системой и одобренный контролирующим госорганом обеспечивает высокую степень уверенности не только в подлинности происхождения товара, но и в корректности объемов производства, позволяя государству планировать и контролировать налоговые поступления бюджета.

Централизованная установка и обслуживание систем нанесения кодов маркировки, их контроля и активации на производственных линиях обеспечит для производителей готовность их производственных линий к введению обязательной маркировки товаров. Государству такой подход обеспечит контроль легальных производителей и гарантии корректной декларации объемов производства для уплаты налогов.

Попытка предоставить производителям самостоятельно искать решения нанесения маркировки и активации кодов в государственной информационной системе (как это планируется в системе маркировки РФ) рискованна для соблюдения сроков введения обязательной маркировки, может вызвать проблемы интеграции с ГИС и внутренними системами, приведет к росту затрат на внедрение и обслуживание этих систем. Чтобы закончить тему маркировки в РФ, в отличие от меховых изделий, маркировка алкогольной продукции уже несколько лет производится с помощью сложной и недешевой системы ЕГАИС.

В дальнейшем предполагается интеграция системы маркировки с системой электронных таможенных деклараций, системой фискальных данных и онлайн касс. Нанесение этикетки с QR-кодом на напитки (пиво, вода, соки) затруднено из-за больших производственных скоростей и влажной среды производства, а также маркетинговых свойств, например, tetra pack -упаковок.

Для таких товарных категорий предполагается использовать метод прямой печати маркировки продукта с применением защитного кода и специальных чернил, обеспечивающих сравнимый с контрольной маркой уровень защиты подлинности продукта и позволяющий контролировать подлинность разными способами, контролируя видимые и скрытые признаки.

Выбор иностранного оператора системы маркировки товаров не исключает участия в производстве контрольных марок отечественных полиграфических предприятий.

Вместе с тем, можно отметить, коммерческие предложения по оказанию услуг по маркировке согласно опубликованному объявлению, подало три компании. Две из них иностранных, одна национальная, выступающая в сотрудничестве с российской. Таким образом, предприимчивые местные компании находят возможности по оказанию таких услуг, удовлетворяющие в своем большинстве предъявленным требованиям.

Здесь же следует отметить, что будет ли национальная или зарубежная компания оказывать услуг, создаваемая оператором сервисная организация должна будет практически полностью укомплектована несколькими сотнями высокооплачиваемых местных специалистов, обучение и подготовку которых, также должна будет обеспечить компания-оператор.

Более того, потребители также не должны почувствовать повышение стоимости маркируемых товаров, при этом, получить возможность достоверной проверки приобретаемых ими продуктов визуально и с помощью мобильных приложений.

Исходя из сложившегося диалога можно сделать несколько выводов: Настали времена, когда правительство начало вести диалоги с обществом. Это уже большой шаг к социально ориентированному обществу, где государство пытается работать для народа.

С учетом масштабов проекта, его сложности, сжатых сроков реализации и больших капитальных вложений, требуемых для реализации системы маркировки, считаю, что требования обоснованы, имеющиеся в республике решения в части маркировке не охватывают комплексное решение в рамках единого поставщика услуг по маркировке.