Гульзода Маджидова, основательница и идейный вдохновитель магазина минималистичных ювелирных украшений JeWell, рассказала, как начала бизнес с $500, почему Instagram стал основной площадкой продаж и что происходит на рынке ювелирных изделий в Узбекистане.

Бизнес вырос из первых $500

По образованию я юрист и карьеру начинала как офисный сотрудник. Тогда я считала себя человеком, совершенно далеким от творчества, работала в фирме, занималась бумагами, документами. Компании были разные — и адвокатская контора, и фирма по производству проволоки для гвоздей.

Затем я поняла, что мне скучно работать в офисе, и целый год проработала организатором мероприятий. Я чувствовала, что меня по-настоящему увлекает эта сфера, мне нравилось делать людям подарки, сюрпризы. Это была очень интересная работа, на которую, однако, нужно было тратить много сил и времени, а я к тому моменту была уже замужем и очень хотела детей.

Пока я готовилась к материнству, мне в голову пришла мысль открыть салон красоты для детей. Это был 2009 год, мы открылись в торговом центре Turkuaz. Несмотря на то, что уже тогда арендная плата там составляла около $1000, что было для нас довольно дорого, мы отлично стартовали, дела шли хорошо. Но в 2011-м торговый центр закрылся, а так как я, опять-таки, была уже мамой, то решила не развивать этот бизнес дальше и не стала искать другие площадки. В этот бизнес было вложено больше $10 тысяч, и они, к сожалению, не окупились.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Спустя несколько лет, в 2016 году, я пришла к идее заняться украшениями. Начала сотрудничать с американским брендом Dogeared в качестве дистрибьютора — увидела украшения этой фирмы где-то в интернете и отправила предложение о сотрудничестве.

Каким-то чудом мне ответили, хотя у меня тогда не было даже юридического лица — только огромное желание заниматься этим. Меня спросили, как называется моя компания, и я придумала название JeWell буквально за несколько минут.

В то время как раз заканчивался тот период, когда все наши девушки, в том числе и я, носили исключительно крупные украшения, что-то в стиле Dolce & Gabbana — массивные кольца, серьги, ободки. Но люди постепенно стали уставать от этого.

Я и сама уже перестала носить какие-либо украшения в целом, но когда увидела изделия этой компании, поняла, что это именно то, что мне бы хотелось носить каждый день — они были очень нежные, минималистичные, сделанные вручную, а не на фабрике. К тому же мне очень понравилась идея компании продавать украшения на открытке с пожеланиями — благодаря этому изделие выглядело сразу как готовый подарок, созданный с душой.

Первыми вложениями в бизнес были $500, потраченные на первый заказ в Dogeared. На них я приобрела первые 20−30 изделий. Это была середина января, близилось два праздника, и к 8 марта у меня уже не осталось ничего — я всё распродала. Тогда я стала смелее, и следующий заказ был уже на $1000.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Все полученные от продажи средства я вновь инвестировала в новые закупки товара. В первое время были сложности с оплатой — приходилось пользоваться услугами друзей, которые жили в США. Правда, нам повезло, что у наших американских партнеров не было принципиальных условий на этот счет, оплатить заказ можно было даже банковским переводом.

Тогда же я поняла, что с таким небольшим объемом товара я не смогу арендовать магазин или корнер, и приняла решение сосредоточиться на онлайн-продажах, заказала сайт и создала профиль в Instagram. Практически 100% продаж приносит именно эта социальная сеть, там же идет и реклама.

В основном мы запускаем рекламу в праздничные сезоны или чтобы объявить о начале продажи новой коллекции или скидках. Привлечь подписчиков на страницу магазина очень непросто, конечно. Я стараюсь делать красивый визуал в нашем стиле, можно сказать, что страница JeWell — это отражение меня и моих украшений.

Собственное производство через год после запуска

К идее производства собственных украшений я пришла в 2017 году: мне очень хотелось иметь в ассортименте кольца. В линейке Dogeared были серебряные кольца с позолотой, но я считаю, что такой вариант очень недолговечен — мы ведь постоянно работаем руками, моем посуду, к примеру. Хотелось иметь в своей линейке золотые кольца, но такие, какие бы нравились мне.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Первые мастера-ювелиры, к которым я обращалась, часто отказывались со мной работать. На изготовление моих тонких колец уходит несколько часов, в то время как на создание какого-то объемного украшения для других клиентов тот же ювелир потратит пусть целый день, но зато сможет взять за работу в несколько раз больше, так как изделие весит больше. К тому же работа с изящными и тонкими украшениями требует большей скрупулезности, так что в целом изготовление украшений, подобных моим, довольно невыгодно.

В итоге я все-таки нашла подходящую мастерскую и начала с ними работать на тех условиях, что буду давать им сразу довольно большой объем работы — в первый раз это были пять колец в качестве образца, за которые я заплатила около $200, затем я стала заказывать немного более крупные партии. Кольца изготавливаются из золота 585 пробы (14 карат) с добавлением серебра — это позволяет добиться именно того цвета, который мне нужен.

В моей нише в Ташкенте я пока не встречала конкурентов — в ювелирных магазинах чаще всего продаются крупные украшения, и люди приходят ко мне за более минималистичными изделиями.

Есть местные дизайнерские бренды, но у них тоже другая стилистика, мы с ними не конкурируем, как и с крупными брендами мирового уровня, у которых к тому же фабричное производство.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Год назад мы также начали сотрудничать с часовой компанией Klarf (Польша): их модели часов подходят по стилю к нашим украшениям. Дистрибьюция украшений Dogeared и часов составляет около 80% от нашего объема продаж, а собственное производство — только 20%. Всего в месяц мы реализуем несколько десятков единиц товара. На прибыль я вышла примерно через полгода работы, но надо понимать, что она была и остается совсем небольшой.

Наши украшения можно приобрести в двух магазинах Kristall, один из которых находится в ТРЦ Next. Открытие собственного офлайн-магазина пока не входит в мои планы: во-первых, с этим сопряжено очень много сложностей, а во-вторых, у меня пока не такой большой объем продаж.

Местное производство пока не покрывает спрос

За последние годы в ювелирной сфере произошло много изменений в лучшую сторону: упразднили акциз в $10 за грамм при продаже изделий из золота, а также акциз при ввозе в размере 20%, но, к сожалению, при ввозе импортных изделий всё еще необходимо платить НДС 20% и госпошлину.

Таким образом, при растаможке изделий из драгоценных металлов нужно платить налог в размере 30−40% от стоимости, это существенно сказывается на росте цен импортных изделий.

Местное производство пока не покрывает спрос населения и по количеству, и по качеству. Было бы уместным и правильным снизить таможенные пошлины на импорт хотя бы до тех пор, пока не будет развито производство изделий из драгоценных металлов на территории Узбекистана.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас производством в основном занимаются частники — ювелиры, которые перегружены работой и не успевают своевременно выполнять заказы. По-хорошему импорт должен быть доступен и после запуска заводов — для создания атмосферы здоровой конкуренции. Не совсем понятно, почему государство оставляет требование на апробирование изделий, прошедших таможенную очистку, даже если имеется сертификат происхождения товара и эти изделия уже прошли экспертизу.

Кроме того, хочется, чтобы государство контролировало незаконную продажу ювелирных изделий через интернет. Юридические лица, занимающиеся реализацией изделий из драгоценных металлов, платят налоги, сбор за право торговли ювелирными изделиями, аренду, заработную плату сотрудникам. Всё это входит в цену изделий, поэтому конкурировать по ценам с интернет-продавцами, у которых этих статей расходов нет, очень сложно.

В стране происходит много перемен, и наши планы на будущее будут зависеть от условий работы в нашей сфере, пока мы однозначно не определились. Конечно, в любом случае хотелось бы расширить ассортимент собственного производства и наладить сотрудничество с новыми интересными производителями ювелирных украшений.

Справка

Гульзода Маджидова родилась в 1982 году в Ташкенте. В 2006 году окончила юридический факультет Российского государственного социального университета. В 2009 году открыла салон красоты для детей Kids' Beauty Shop, который закрылся в 2011 году.