Мансур Рахимов, экономист-международник по образованию, начал заниматься бизнесом в 2010 году — запустил шесть такси-компаний в Ургенче и Фергане, а в 2017-м вложил накопленную прибыль в магазин органической косметики Avocado Organic House и производство саженцев для интенсивного садоводства.

Mevali Plants была основана совместно с турецким бизнесменом Музаффером Ай — партнеры вложили в проект по $100 тысяч, развивают комплексные услуги в сфере сельского хозяйства — от агроконсультаций до агротуризма — и планируют нарастить объем прибыли до $3 млн в год к 2021 году.

Агробизнес — один из самых перспективных в стране

Я всегда интересовался бизнесом, но при этом понимал, что это большая ответственность: когда ты наемный сотрудник, ты просто выполняешь обязанности согласно должностной инструкции и получаешь зарплату, а если бизнес твой, тебе самому нужно думать об обеспечении своевременной зарплаты сотрудникам. Но ничто не дает такого драйва, как бизнес, поэтому в прошлом году я покинул последнее место работы в Узбекско-китайском торговом доме и полностью сосредоточился на своих проектах.

О бизнесе в сельском хозяйстве я задумался еще в 2012 году. Это очевидно привлекательная ниша: спрос на сельхозпродукцию велик во всем мире, а в Узбекистане агроотрасль — одна из самых перспективных. У нас для этого все условия: плодородная земля, больше 300 солнечных дней в году, рядом — огромный российский рынок для экспорта. Наши предки со времен Шелкового пути занимались торговлей и сельским хозяйством, так что предпринимательство в этой сфере у узбекского народа в крови. Но остро чувствуется нехватка новых знаний и инновационных подходов — страны Запада и Юго-Восточной Азии ушли далеко вперед.


Фото из архива

Поэтому, чтобы быть в курсе последних технологий, я поехал на сельскохозяйственную выставку Growtech Eurasia в Турцию, где познакомился со многими бизнесменами в этой сфере. Установленные тогда контакты пригодились — через три года на меня вышел турецкий бизнесмен Музаффер Ай (нашел меня в Facebook, что примечательно) и предложил партнерство.

Музаффер руководит семейной агрокомпанией, которая существует больше 20 лет. У него богатый опыт, и наши взгляды на бизнес во многом совпали, так что уже в 2017 году мы зарегистрировали ООО Efes Meva Nihollari с участием иностранного капитала: за первые два года вложили в целом $200 тысяч (около 1,6 млрд сумов).

Изначально мы планировали завозить саженцы из Турции и продавать их в Узбекистане, но когда в 2016 году у нас отменили таможенные пошлины на ввоз саженцев и систем орошения, я понял, что теперь важно производить их здесь. Ведь для зарубежных производителей открылся доступ к узбекскому рынку, и они стали прямыми конкурентами местным производителям. Было самое время поддержать государственную политику по развитию аграрной отрасли, локализации бизнеса и импортозамещению.

Так что мы с Музаффером решили завозить новые сорта и разводить их здесь, а также строить интенсивные сады под ключ. Их особенность — автоматизация процессов, эффективное использование ресурсов, можно сказать, это фабрика по производству фруктов: деревья начинают приносить плоды на второй-четвертый год, намного раньше, чем в классическом садоводстве. Для этого выводятся специальные саженцы.

Есть у нас и большая цель — предоставлять все услуги для развития проектов в сфере сельского хозяйства, и многие из них мы уже запустили.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Продвижение: выставки и $45 тысяч в маркетинг

В стартапе важно уметь разделять видение, а чтобы суметь правильно донести это видение до сотрудников, на начальном этапе становления бизнеса руководители сами должны обеспечивать всю операционную часть, детально изучить каждый аспект работы, чем мы с Музаффером и занимались.

Проблемы на старте были в основном технические. Всё оборудование и оснащение, вплоть до лопаток, мы были вынуждены привозить — в Узбекистане не продают нужную нам технику и инвентарь.

Еще одна проблема — часто отключают электричество, это негативно влияет на работу теплиц. Наверное, это связано с ответственностью государства перед бизнесом — возможно, отдельные чиновники не вполне осознают важность новой политики и реформ в нашей стране.

Продвижение начали с социальных сетей, также участвовали в выставках UzAgroExpo, выступали тематическими партнерами на глобальной неделе предпринимательства GEN Uzbekistan в рамках акции «Посади дерево», провели форум по калифорнийскому сорту грецкого ореха «чандлер», который завезли из Турции.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В маркетинг и в продвижение в общей сложности вложили $45 тыс. Маркетинговую стратегию разрабатываем сами: сейчас делаем сайт, формируем ценовую политику с учетом зарубежных рынков, так как со следующего года планируем начать экспорт — в страны Центральной Азии, Россию, на Кавказ. Пока были только мелкие экспортные продажи — наш товар забирали в Таджикистан, в Казахстан.

Сейчас вплотную мы занимаемся только внутренним рынком и даже не успеваем покрывать объемы спроса. Наши клиенты — это садоводы, фермеры и бизнесмены, которые интересуются методом интенсивного садоводства. Таких людей немало по всей стране, поэтому у нас есть менеджер по работе с регионами. Всего в компании десять сотрудников, но мы растем, и в ближайшее время нужно будет расширить штат до 25 человек.

Цели: ритейл, $3 млн прибыли и 2 млн саженцев в год

Цель на перспективу — производить 2 млн саженцев в год. Саженцы выращиваем разные: грецкий орех, миндаль, персик, нектарин, абрикос, слива, черешня, яблоко, груша, айва, гранат, инжир, оливки. Будем продавать их по всем каналам: в рамках садов под ключ, в розницу, оптом, на экспорт. Но главный сегмент, который мы хотим захватить — это розничная продажа, потому что сейчас он свободен.

Розницу потихоньку начали развивать, уже продаем мелким и средним садовым хозяйствам и любителям, причем у нас нет каких-либо условий минимального объема — каждый может купить ровно столько, сколько нужно для его небольшого участка.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

На следующих этапах планируем заниматься ритейлом активнее: создали отдельный бренд Benim Bahçem, в ближайшее время начнем рекламную кампанию, будем открывать торговые точки по всей стране.

В 2018 году, а это был первый год торговой деятельности, мы реализовали два проекта: фруктовый сад на 6 га в Андижане и плантация калифорнийского сорта грецкого ореха «чандлер» на 40 га в Кибрае. Пока сложно сказать, когда бизнес окупится: мы всё еще продолжаем вкладываться и в конце года увидим первые результаты.

В этом году планируем посадить уже 600 га садов под ключ (это около 25 клиентов), в том числе 75 га ореха и 20 га миндаля. Кроме того, более 200 га отведем на получение саженцев для розничной торговли.

Оборот компании на этот год прогнозируем в районе $1 млн, а в следующем году ожидаем резкое увеличение. Маржинальность в этом деле точно рассчитать сложно, потому что саженцы могут высыхать и тогда их приходится заменять, к тому же урожая нужно ждать 18 месяцев. Предполагаю, что маржинальность — около 20%, но реальные цифры будем знать только через пару лет.

В 2019 году рассчитываем получить около $500 тыс. прибыли, к 2021 году надеемся довести показатель до $3 млн. Очень помогает то, что мы на пять лет освобождены от уплаты налога на землю, так как используем системы капельного орошения, а государство предусмотрело льготы для развития этого направления.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Также в этом году будем развивать Smart Farming — умное фермерство: внедрим систему автоматизации в производство саженцев, будем использовать бар-коды, чтобы упростить учет и уменьшить риски человеческого фактора. К примеру, если у производства есть склады, то наш склад — это сама плантация, тут нельзя посчитать коробки, поэтому требуется работа над оптимизацией процессов. Это будет часть большого проекта на перспективу.

Есть планы инвестировать в Турцию, это было одним из условий турецкой стороны — после того как построим бизнес здесь, будем развивать компанию там.

Агротуризм, консалтинг и другие направления

Прежде чем сажать сады и разрабатывать проекты для заказчиков, мы проводим глубокий агроанализ всех условий, потому что стремимся предоставить комплексное обслуживание. Для этого создали отдельные компании: Mevali Agro Consulting, в рамках которой сотрудничаем с профессорами по садоводству из Турции, и Mevali Irrigation Systems, которая внедряет современные системы орошения в создаваемых нами садах.

Еще одно отдельное направление — дистрибьюция минеральных удобрений турецкой компании Agromer (Biosan) и препаратов против вредителей из Индии. Эту идею подсказал сам рынок: чтобы клиент мог максимально быстро наладить процессы, его нужно обеспечить всеми составляющими. Поэтому мы также планируем создать компании по поставке тракторов и другой сельхозтехники и по техобслуживанию.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Еще мы намерены развивать агротуризм: для этого тоже зарегистрировали компанию и в прошлом году организовали первую поездку — отправили группу фермеров и садоводов в Турцию. В будущем хотим создать ассоциацию производителей саженцев, это даст возможность развиваться вместе и защищать интересы отрасли, объединив усилия.

Нужно отменить ограничение на ввоз деталей систем орошения

Как я ранее говорил, отмена пошлин на ввоз саженцев, систем орошения и комплектующих для них оптимизировало работу в сфере. А оптимизация сельхозземель, в свою очередь, положительно влияет на развитие целых отраслей.

Но есть один важный аспект по льготам — системы орошения можно завозить только под определенные проекты, в комплекте. То есть на малых садоводов льготы не распространяются, а без этого они не смогут купить для себя нужное оборудование за рубежом — логистика обойдется очень дорого. Это было бы по карману торговцам, которые оперируют большими объемами, но и они не могут воспользоваться льготами: если торговец захочет привезти системы орошения, к примеру, из Израиля, Турции или из другой страны, придется переплачивать пошлину.


Фото из архива

Да, таким образом поддерживается местный производитель, и это хорошо, но местное производство систем орошения пока не настолько развито. Если открыть рынок окончательно, местные компании будут конкурировать с импортными аналогами и совершенствовать свою продукцию.

Я думаю, нужно убрать это ограничение, чтобы агроотрасль развивалась еще быстрее. Например, в Турции, в Европе можно свободно купить любую систему орошения в магазине и настроить у себя в саду. А у нас пока идет ограничение свободного выбора, которое к тому же ограничивает активное внедрение капельного орошения на малых землях.

Между тем, капельное орошение сильно облегчает и ускоряет процессы, позволяет равномерно распределять воду и удобрения. В мире технологии ушли далеко вперед: так, если земля недостаточно ровная, используются дрипы с компенсирующим давлением воды, чтобы обеспечивать постоянное равномерное распределение воды на нагорьях. Так что распространение этой технологии — важный вопрос для Узбекистана.

Рынок большой, перспективы многообещающие

Перспективы рынка в сфере сельского хозяйства большие, так как спрос на продукты всегда высокий. В Узбекистане время активных реформ, и очевидно, что сфера сельского хозяйства будет активно обновляться, что можно увидеть и в практике многих других стран. Постепенно произойдет переход от классических методов к методу интенсивного садоводства.

По нашим расчетам, в Узбекистане в год производится около 15 млн классических саженцев. Рынок очень большой, соответственно, есть возможности, как для иностранных, так и для местных игроков, поэтому перспективы многообещающие. Тем более что до 2021 года запланировано уменьшение хлопковых и пшеничных полей на 147 тыс. га, значит, будет больше территорий для других культур. Кроме того, открывается китайский рынок, куда Узбекистан начал экспортировать черешню в больших объемах. Главное — чтобы было что экспортировать, именно поэтому для нас критически важно развивать агротехнологии.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конкуренция в производстве саженцев однозначно есть, но сегмент розничной торговли интенсивными саженцами пока свободен. Больше конкуренции будет с компаниями, которые выращивают классические саженцы, которые в какой-то степени являются товарозаменителями.

Кстати, некоторые из таких компаний заказали у нас клоновые подвои для интенсивных фруктовых саженцев. Конкуренция нас не пугает: думаю, лучше превращать обстоятельства в возможности — это пойдет на благо и собственному бизнесу, и коллегам по сфере, и экономике страны.

Справка

Мансур Рахимов родился 4 марта 1982 года. Окончил Кокандский узбекско-турецкий экономический лицей по специальности «агент внешней торговли», затем в 2004 году — факультет международных экономических отношений Ташкентского экономического университета. Во время учебы проходил практику в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли (ныне Министерство внешней торговли и инвестиций) и после выпуска остался там работать.

В 2011 году прошел конкурсный отбор в компанию «УзБАТ», где три года работал в отделе Corporate and Regulatory Affairs и два года в отделе маркетинга территориальным менеджером. В 2010 году вложил сбережения в такси-бизнес и вместе с партнерами открыл компании Taxi Lyuks, Taxi Grand, Taxi Urganch в Хорезме, а в 2011 году — Taxi Lyuks в Фергане (в данный момент существует только она, остальные либо закрыты, либо проданы). С 2011 по 2018 годы работал управляющим директором в Узбекско-китайском торговом доме. В 2017-м стал сооснователем магазина органической косметики Avocado Organic House. Выпускник программы продвижения бизнеса в интернете Узбекско-японского центра (UJC).

Музаффер Ай — директор агрокомпании Efes Tarım Fidancılık (Измир, Турция) по выращиванию интенсивных фруктовых саженцев на 4 га земельного участка. Компания выращивает около 400 тыс. саженцев в год. Специализируется на твердо-косточковых фруктах и цитрусах (слива, персик, нектарин, черешня, абрикос, миндаль, грецкий орех, апельсин, мандарин, лимон и оливки). Это семейный бизнес, который более 20 лет переходит от поколения к поколению.