Хотя «Лаборатория бизнеса» это проект о предпринимательстве и обо всём, что с этим связано, на встрече «Молодежные инициативы: где, как, зачем» речь шла вовсе не о деньгах и способе их заработать.

Спикеры этой сессии работают над проектами на добровольных началах, и самый частый вопрос, который слышат такие волонтеры — зачем? Зачем тратить силы, время, энергию, а в большей степени свои нервы на то, что не приносит дохода.

Исчерпывающий ответ на этот вопрос дали Елена Селёзнева, Дониёр Умархуджаев и Мирзиёд Мажидий.

Будучи активными инициативными людьми, они принимали участие в организации или руководили множеством проектов. Так, Елена Селезнева координирует Technovation Uzbekistan и конференцию Startup Mix, а также возглавляет акселератор StartupFactory.

Студент пятого курса Университета международной экономики и дипломатии Дониёр Умархуджаев является генеральным секретарем клуба Модели ООН в родном вузе, принимал участие в организации конференций TED в Ташкенте и Цукубе (Япония).

Выпускник Международного Вестминстерского университета Мирзиёд Мажидий сейчас руководит студенческим союзом МВУТ.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Генассамблея ООН в «миниатюре» и конкурс из Калифорнии: подробно об инициативах

Startup Mix создавался в партнерстве с директором Brand.uz Алишером Юсуповым пять лет назад. Тогда конференция была чуть ли не единственным мероприятием в Ташкенте такого формата. Startup Mix в определенной степени способствовал появлению других мероприятий в этом направлении и стал толчком к появлению «Лаборатории бизнеса».

Эта волонтерская инициатива нацелена на развитие стартап-экосистемы в Узбекистане. Раз в месяц (сейчас уже реже) на встречах участники обсуждают практики успеха и неудачи начинающих компаний. На каждую конференцию приглашаются основатели стартапов, которые рассказывают о своем проекте, организовываются общие обсуждения на отдельную тему.

За последние годы формат мероприятия менялся несколько раз: пробовали проводить платные встречи, делать их реже. А недавно впервые прошел Startup Mix, в котором приняли участие почти пять сотен человек.

Были и неудачные эксперименты. Несколько встреч посвятили стартапам в зеленых технологиях, связанных с водными ресурсами, агробизнесом. И если обычно регистрация на Startup Mix закрывалась за пару дней, а порой и часов, и зал был всегда полон, то на эти сессии приходило от силы 40 человек.

Возможно, это связано с тем, что контент был неподходящий, или сама аудитория не готова, однако в этом году организаторы хотят попробовать повторить этот опыт.

«Международный конкурс для девушек Technovation Uzbekistan — моя любимая инициатива. Мы с коллегой Саидой Юсуповой привезли его из Калифорнии, когда были там на стажировке. Многие знают, что в технических, инженерных, научных профессиях процент девушек очень маленький — кто-то не идет туда просто потому, что неинтересно, а кто-то подвержен стереотипам, что не женское это дело. Технологии нужны в любой профессии — и преподавателям, и врачам, — поэтому мы третий год проводим в Узбекистане эту программу», — сказала Елена Селёзнева.

И довольно успешно. Одна команда превзошла две тысячи соперников и ездила на финал конкурса в США.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Модель ООН зародилась не в стенах вузов нашей страны, но инициативу уже давно подхватили в Узбекистане, например, в УМЭД ее организовали в 2005 году. На сегодняшний день она проводится также в МВУТ, Узбекском государственном университете мировых языков, Ташкентском государственном институте востоковедения.

Участники программы имитируют работу ООН: проводят заседания генассамблеи, совета безопасности. Студенты представляют определенные страны и защищают их интересы.

Такая платформа раскрывает потенциал студентов, учит их вести переговоры, дискутировать. Инициатива настолько популярна, что участникам приходится бороться за право представлять одну из ведущих стран мира.

О популярности и престижности Модели ООН в Узбекистане также говорят цифры. В этом году в конференции в МВУТ приняли участие порядка 500 человек, включая 250 студентов из 15 стран со всех континентов.

Первая конференция TEDх прошла в Ташкенте два года назад, вторая — в ноябре прошлого года. Принять участие в их организации Дониёра пригласил лицензиат проекта Джахонгир Азимов.

«В дальнейшем это помогло наладить контакты с энтузиастами данной конференции в Японии. У меня была годичная программа по обмену в городе Цукуба. На третьей неделе моего пребывания знакомый случайно (увидел заставку на телефоне) узнал о моей причастности к конференции в Ташкенте и пригласил на одну из встреч организаторов. Сначала была организована конференция TEDx Tsukuba в университета Цукуба, а через полгода уже городская конференция», — говорит Дониёр Умархуджаев.

Последняя конференция TEDx в Ташкенте была посвящена трансформации человека. Так как в стране проходят масштабные реформы, то в поддержку этой повестки организаторы пытались донести посыл: «Любые изменения нужно начинать с себя». Выступления были основаны на личных историях трансформации героев.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Не торопимся с проведением следующей конференции. Мы понимаем: чтобы организовать качественный новый проект, нужно самим вырасти в плане опыта, знаний. Поставить TED на поток сложно, потому что это повлияет на качество контента, к тому же по лицензии можно организовывать один раз в год. Сейчас проходит TED-тур — мы ездим по регионам страны и пытаемся поделиться знаниями и опытом с ребятами, чтобы у людей появилось желание самим организовывать конференции», — отметил он.

Бессонные ночи ради строчки в резюме

Инициативы отнимают от нескольких часов в день до полного поглощения всего свободного времени, признаются спикеры:

«Technovation идет полгода. Всё это время у меня нет выходных, иногда ближе к финалу приходится откладывать основную работу и заниматься только конкурсом. Я ничего на этом не зарабатываю, а порой даже слышу критику в свой адрес, ведь это конкурс, где есть не только победители, но и проигравшие. Сначала было обидно, потом поняла, что участвуя в социально-общественных проектах, не следует ожидать благодарности», — говорит Елена Селёзнева.

Student’s Union (студенческий союз) отнимает около 80% времени Мирзиёда Мажидий. В год союз проводит около 90 мероприятий, на которых бизнесмены, топ-менеджеры компаний Узбекистана делятся со студентами интересными кейсами, отвечают на вопросы, дают советы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Студенты не должны только сидеть на лекциях. У нас бизнес-ориентированный университет. Только теория не дает полного охвата знаний. Поэтому подкрепляем знания ребят реальными историями из практики, рассказанными основателями бизнеса», — говорит Мирзиёд.

Подготовка к конференции Модели ООН занимает около полугода, отмечает Дониёр, активная ее фаза протекает порядка трех месяцев. В это время команда организаторов ежедневно несколько часов посвящает подготовке.

Это время уходит не столько на непосредственную организацию конференции, сколько на изучение новых для студентов сфер. К примеру, УМЭД запустил медиакампанию к конференции. Чтобы ее подготовить, студентам нужно было освоить основы SMM, видеопродакшна:

«В процессе подготовки мы становимся полу-профессионалами, если так можно выразиться. В этом и прелесть — помимо знаний из лекций, есть возможность чему-то учиться, самосовершенствоваться, проявить себя, а также есть боевое поле, где можно практиковать эти навыки», — говорит студент УМЭД.

На инициативах можно заработать, считает Елена, но это необязательно должны быть деньги.

«Например, меня сегодня пригласили на эту встречу, это имеет репутационный характер. Когда молодежь делает проекты, она становится заметной — их могут узнать и пригласить на работу, что впоследствии выльется в зарплату, то есть деньги», — говорит она.

Участницы Technovation получают сертификаты, рекомендательные письма. При подаче заявки на получение гранта, например, такая рекомендация однозначно станет преимуществом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Весь опыт волонтерского участия в проектах можно указать в резюме. Для человека, который только окончил вуз и не имеет опыта работы, это даст шанс стартовать с определенного трамплина.

Однако с этим утверждением согласны не все. Арсен Длянчев признался, что при найме сотрудников не особо акцентирует внимание на дипломе или рекомендательных письмах.

«Если в кандидате есть инициативность, любознательность, искорка, она проявится в время собеседования», — сказал он.

В то же время Сурен Сапов считает, что на такие строки в резюме стоит обращать внимание. Участие человека в различных инициативах говорит о том, что он интересуется чем-то.


Полный зал — признак хорошего организатора

Общим для всех спикеров показателем успешности проведенного мероприятия оказалась аудитория: сколько человек посетили встречу, сколько досидели до конца, насколько активными были.

Это главный драйвер. Если организаторы видят, что что-то идет не так, стараются менять формат, подбирать другие темы или искать новых спикеров.

«Пробовали делать фото и видео со Startup Mix. Когда вели прямой эфир, приходило меньше людей, мы же проводим встречи в субботу утром. Не всем хочется в выходной день вставать рано и куда-то идти. Четыре года проводили мероприятия каждый месяц, сейчас формат будет больше, но реже, чтобы не замылить глаз», — говорит Елена Селёзнева.

В Вестминстерском университете в Ташкенте на гостевых лекциях бизнесменов яблоку негде упасть. Бывает, что в зал вместимостью 80 человек приходят 120 студентов, при этом их сложно заинтересовать, поэтому организаторы тщательно подходят к подбору спикеров и теме выступления.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В случае с TED это не столько та аудитория, которая непосредственно посетила мероприятие, сколько количество просмотров, которое набирает каждый видеоролик с выступлениями спикеров конференции.

«Основной продукт — это не сама конференция, которая по лицензии проходит в ограниченном формате до 100 человек, а видео. У нас есть с чем сравнивать. Ко второй конференции интерес общественности вырос вместе с количеством просмотров. Рекордсмен — речь доктора Алишера Файзуллаева о том, как превратить ежедневное общение в некую форму дипломатии, которая набрала 40 тыс. просмотров. Так как конференция лицензионная, видео размещают на официальной платформе TEDx. Одна из целей проведения местной конференции — поднять имидж страны: рассказать всему миру, что в Узбекистане есть яркие личности, которым есть что сказать общественности», — отметил Дониёр Умархуджаев.

Эпилог

Читателей могла немного смутить заглавная фотография статьи.

Нет, в «Лаборатории бизнеса» не заменили Арсена Длянчева, на его месте один из зрителей — 18-летний глава молодежного комитета UReport Мухаммаджон, который рассказал о проекте, проходящем под эгидой UNICEF.

Суть в том, что молодежь через социально значимые опросы высказывает свое мнению по ключевым проблемам молодежной политики.

Изучение настроений среди молодежи «заказывают» партнеры — государственные организации, министерства и ведомства, общественные организации. Проект международный и реализуется в более чем 50 странах.

«Молодежь должна говорить, и ее мнение значимо», — подытожил Мухаммаджон и призвал молодых людей принять участие в проекте.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий и компания Afisha Media.