Саида Юсупова окончила магистратуру в Шотландии по направлению «Устойчивое развитие» и работала в ООН, а спустя несколько лет открыла консалтинговое агенство Green Business Innovation. Компания сотрудничает с международными организациями, организует образовательные и стартап-проекты и помогает предпринимателям экономить, сберегая природные ресурсы.

О том, как заработать на зеленых инновациях, предпринимательница рассказала в интервью Spot.

Как зеленые технологии помогают сократить расходы

По всему миру бизнес стал вовлекаться в программы устойчивого развития после Парижской конференции по климату в 2015 году: на ней государства договорились принять меры, которые помогут не допустить увеличения температуры на планете на более чем 2 градуса. Помочь в этом могут люди, малый и средний бизнес, а также большие международные компании.

Но нужно понимать, что людей проконтролировать и замотивировать сберегать ресурсы довольно сложно. И, напротив, путем предоставления каких-либо льгот, введения программ, развития зеленого финансирования, зеленых облигаций и соответствующего законодательства можно сделать так, чтобы именно малый и средний бизнес реализовывали концепции устойчивого развития.

На Западе это происходит так: государство инициирует разнообразные программы, проводятся тренинги для предпринимателей. Людям объясняют, как они могут сэкономить, используя и заработать на — это ведь самый большой стимул их использовать!


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Например, владелец развлекательного центра провел энергоаудит помещений, привлек к работе за свой счет консалтинговую компанию. По результатам проверки ему предложили варианты сокращения расхода энергии или воды. Какую-то часть работ по установке нового оборудования или реорганизации системы может покрыть государство.

При этом предприниматель только выиграет, ведь принципы устойчивого развития помогут ему в дальнейшем экономить как минимум до трети расходов на коммунальные платежи.

В развитых странах рынок готов к этому. У нас же имеются пробелы в законодательстве, например, отчитываются и собирают данные о выбросах в атмосферу и энергопотреблении только крупные производственные предприятия.

Малый и средний бизнес в этом не участвует: предприниматели думают, что это повлечет за собой дополнительные затраты. Но есть множество ситуаций, когда это приносит бизнесменам только прибыль.

Например, в Грузии был кейс со строительной компанией, которая первой объявила об использовании энергоэффективных, экологичных, дышащих материалов и зеленых технологий при строительстве жилого комплекса.

Благодаря этому они, во-первых, получили льготный кредит от Европейского банка реконструкции и развития. Во-вторых, за счет использования более тонких и эффективных материалов была увеличена полезная площадь домов. А самое главное — у компании улучшился имидж, все хотели жить в «экодоме», и стоимость квадратного метра недвижимости повысилась на 20%.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас международные банки активно поддерживают зеленые инициативы, дают льготные кредиты на выгодных условиях. Но это только один из плюсов использования принципов устойчивого развития в предпринимательстве.

Важнее то, что на этом можно легко сэкономить прямо сейчас: платить меньше за воду и электричество, оптимизировав их потребление на предприятии, тратить меньше на отопление, используя правильную теплоизоляцию. Небольшое кафе может снизить коммунальные платежи на 20−30%, если сделать всё правильно.

Еще нужно учитывать и то, что люди гораздо охотнее покупают то, на чем написано, что оно «зеленое», в мире настоящий бум на всё экологически чистое, натуральное, это модно, особенно среди молодежи. Поэтому в секторе устойчивого развития особенно важна роль PR и маркетинговой стратегии.

Зарабатывать на зеленых инновациях можно, главное — донести свою идею до покупателя и правильно ее подать.

Самые перспективные направления для бизнеса в этой сфере — это смарт-решения в области управления отходами, водосберегающие и энергоэффективные технологии, возобновляемые источники энергии, зеленые решения в строительстве, транспортном секторе и сельском хозяйстве, экотуризм.

TechWomen и офис на балконе

В 2003 году я закончила Университет мировой экономики и дипломатии, но работать в государственном секторе никогда не хотела. После окончания университета участвовала в проектах Международного агентства по исследованиям и развитию (IREX), а также работала в МОТ по проблеме детского труда в Узбекистане.

После этого попала в Программу развития ООН, где как раз и познакомилась с темой устойчивого развития, ресурсосбережения и энергоэффективности. Проработав там несколько лет, я поняла, что это то, чем я хочу заниматься и дальше.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

После этого я поступила в магистратуру Сент-Эндрюсского университета в Шотландии по направлению «Устойчивое развитие». Тогда это было достаточно новым направлением даже для европейского вуза.

Там я смогла своими глазами увидеть, как принципы устойчивого развития могут помочь бизнесу: чарити-шопы (магазины, продающие принесенные в дар товары — Прим. Spot) процветали, в то время как обычные магазины часто прогорали и закрывались, несмотря на высокую покупательскую способность населения.

После возвращения в Ташкент у меня возникли мысли об основании консалтинговой компании в этой области — тогда их практически не было на рынке. Также мне очень помогла программа TechWomen при посольстве США: в ее рамках женщины, работающие в сфере технологий, могут выбрать компанию в Кремниевой долине и, пройдя собеседование, отправиться туда на месячную стажировку.

Как раз там я познакомилась со многими женщинами, занятыми в сфере устойчивого развития, и поняла, что я тоже смогу развиваться в этой области — при этом это необязательно должен быть локальный бизнес, скорее, региональный.

Я открыла ООО с уставным капиталом в 6 млн сумов, который должна была выплатить в течение года. Эти деньги окупились практически с первого же проекта (изучение рынка и бизнес-моделирование гибридного решения «солнце-дизель» в Центральной Азии).

Далее нужно было зарегистрировать офис, и тогда я по бумагам сдала сама себе свой балкон в аренду, сделав там ремонт. Настоящий офис мне пока не нужен — бухгалтерия у меня удаленная, на аутсорсе, а команда специалистов набирается под каждый проект разная.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Рынок Узбекистана почти полностью свободен

Мы в основном работаем с крупными предприятиями, например, сельскохозяйственными, участвуем в государственных тендерах. Но больше всего проектов реализуется на международном уровне.

С малым и средним бизнесом пока проектов очень мало или совсем нет, консалтинг в этой сфере у нас не развит. Но производство есть: например, по Узбекистану работает около 40 компаний, устанавливающих солнечные батареи.

Вкратце описать нашу работу в сфере малого и среднего бизнеса можно так: мы помогаем клиенту выявить «слабые места» производства, смотрим, где он может сэкономить на воде, электричестве, отоплении и так далее. В кафе, к примеру, можно проанализировать, в какое время можно приглушить свет в помещении, как рациональнее использовать воду на кухне, как утилизировать перерабатываемые отходы.

После нашего аудита предпринимателю нужно будет обратиться в технические инстанции, чтобы они, воспользовавшись нашими рекомендациями, провели необходимые работы.

Цена на аудит может быть абсолютно разной, всё зависит от объема работ. Я не даю рекламы, клиентов нахожу либо сама, либо мы договариваемся о партнерстве на конференциях, семинарах. Вообще в этом бизнесе очень важен нетворкинг, поэтому я уделяю большое внимание участию в конференциях, воркшопах в Узбекистане и за рубежом.

Еще одна неотъемлемая часть работы компании — инновационные и образовательные проекты. Green Business Innovation выступает партнером в программе научного акселератора стартапов C.A.T., реализуемого Центром передовых технологий при Министерстве инновационного развития.

Также мы представляем программу ClimateLaunchPad — крупнейшую акселерационную программу стартап-проектов в секторе изменения климата, которая стартует в Узбекистане в январе 2019 года.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В партнерстве с Еленой Селезневой, директором Startupfactory.uz, мы третий год ведем программу Technovation.uz, где девочки под руководством менторов (женщин-предпринимателей, студентов и учителей) разрабатывают мобильные приложения на различные темы Целей устойчивого развития ООН. Развиваются навыки критического мышления, IT, предпринимательства, презентации и нетворкинга.

Кроме того, в рамках программы Technovation мы запустили в этом году ежегодную Неделю женского технологичного предпринимательства (Women Technology and Innovation Week), которую планируем расширить на регионы.

В другом совместном проекте Makerspace.uz одним из обязательных направлений мейкерства будут зеленые технологии. В ноябре планируется приезд специалиста из компании SunPower (Калифорния) для проведения совместного образовательного мероприятия на базе НПО «Физика-Солнце».

Сфера устойчивого развития еще очень нова для Узбекистана, рынок практически пуст, предприниматели могут браться за какие угодно начинания: охрана водных ресурсов, энергосбережение, возобновляемые источники энергии.

Другое дело, что это не тот бизнес, в который можно просто прийти со стартовым капиталом и начать зарабатывать. Здесь важно понимание всех процессов.

У нас получить образование по этому направлению пока, к сожалению, невозможно. Поэтому, если у вас есть, допустим, $20 000 и вы хотите сделать бизнес на зеленых инновациях, лучше поехать отучиться за эти деньги за границей по соответствующей специальности и уже потом, вернувшись в Узбекистан, начинать работать по международным стандартам.